Важнейшее из искусств: на что государство готово выделять «лишние» деньги

Важнейшее из искусств: на что государство готово выделять «лишние» деньги

6 марта 2019, 20:37КультураPhoto: pixabay.com
В своем февральском послании Владимир Путин отметил развитие культуры, особенно в регионах страны. На эти цели он предложил выделять деньги из фонда президентских грантов. Кроме этого, финансирование культура должна получать в рамках нацпроектов.

«Новые Известия» посчитали, где на культуру тратят больше всего и может ли отечественная культура обойтись без госфинансирования.

Photo:newizv.ru

Нацпроект «Культура» должен внести свои коррективы в финансирование, однако эксперты сомневаются, что средств будет достаточно. В правительстве больше обеспокоены тем, что нашей культуре не хватает технического оснащения и инфраструктуры. На эти цели потратят 80% всех выделенных средств.

Бюджет нацпроекта таков: 84 млрд рублей потратят на культурную среду, 22,6 млрд – на творческих людей и 6,8 млрд рублей – на цифровую культуру. Грантов на поддержку обещают выделить только 120, поэтому развитие культуры зависит от региональных властей.

Посмотрим, сколько потратили на культуру в 2018 году относительно населения.

Омск находится на 37-м месте с расходами на культуру в 1,625 млрд рублей. В 2019 году расходы в этой сфере планируют уменьшить еще на 18%.

Если с Москвой и Санкт-Петербургом, где сосредоточены основные музеи, галереи, театры, культурные центры, все понятно, то с другими регионами все не так очевидно. Такое неравенство эксперты объясняют так: «Богатым – культура, а бедным – грядки полоть».

В сфере культуры часто проскакивают скандалы, связанные с растратой средств. Сами представители сферы искусства сомневаются, стоит ли рассчитывать на бюджетное финансирование, ведь кто платит, тот и прав. Тогда культура не может быть свободной.

Этот вопрос в своей статье поднял министр культуры Владимир Мединский. То, что он написал, можно трактовать как «любые эксперименты за госсчет недопустимы», добавляют «Новые Известия»

Без денег государства успешно обходятся, например, в США: там кино и книги находятся на самоокупаемости. Если сам «перегнул палку», то заклюют критики и нужных денег в прокате не собрать. Но в применимости американского подхода к российской системе эксперты опять сомневаются.

«Доходов от собственной деятельности (например, продажа билетов на спектакль) в большинстве случаев у нас ни на что не хватит. Это столичные театры могут требовать за билеты практически любую сумму, а вот какой-нибудь маленький областной театр рад продавать билеты по 290-330 рублей. Про ученические и любительские театры и говорить не приходится», цитируют «Новые Известия» заместителя директора Института актуальной экономики Ивана Антропова.

И опять возвращаемся к госфинансированию. Однако госденьги иногда потратить, не нарушив закон, практически невозможно.

«Для того, чтобы полностью исполнить закон, существует только один способ – ничего не производить, не делать», делится с изданием режиссер Авдотья Смирнова.

В большинстве регионов максимум, на что могут рассчитывать люди, – приезд автоклубов по праздникам. Остальные зрелища россияне наблюдают через экран телевизора. По оценке Роспотребнадзора, россияне старше 54 лет смотрят телевизор в среднем 363 минуты в сутки, в возрасте от 35 до 54 лет – 254 минуты, от 18 до 34 лет – 150 минут. Культура для масс выглядит так: советское кино, подуставшие звезды эстрады и отечественные сериалы. При этом государство выделяет на эту отрасль немалые деньги.

Глядя на эти цифры, можно с уверенностью сказать, что телевидение стало для государства важнейшим из искусств. Здесь и аудитория, и востребованность, и полный контроль над «качеством». А «экспериментами» могут заняться энтузиасты, готовые вкладывать в производство собственные деньги.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter