Posted 5 октября 2020,, 09:34

Published 5 октября 2020,, 09:34

Modified 23 февраля 2022,, 15:20

Updated 23 февраля 2022,, 15:20

Третье колесо истории, или Как пандемия вдохновила омичей на спектакль без слов

5 октября 2020, 09:34
4 октября в Омске стартовала Неделя экспериментального театра. Первым спектаклем, который показали омичам, стала постановка «Колесо № 3». Совместную работу театров «КС» и «ШуМиМ» оценил корреспондент Города55.

К началу спектакля в ДК имени Малунцева собралось много людей. Очередь за билетами росла не прекращаясь, и если бы желающие попасть на спектакль соблюдали социальную дистанцию, то крайний оказался бы в районе Советского парка.

Но пандемия все же внесла коррективы в организацию постановки. Зрителей просили обработать руки санитайзером, оставить хотя бы одно место между друг другом свободным, а до и после спектакля настоятельно рекомендовали закрыть лицо маской.

«Во время спектакля можете дышать», — иронично сообщил голос из-за кулис.

Однако свободных мест к началу спектакля в зале почти не осталось, не говоря о пространстве между зрителями. На премьеру пришли как школьники, так и люди почтенного возраста. Впрочем, первые, скорее, пришли сюда за компанию с родителями — вряд ли дети младше 16 лет поняли хотя бы половину из того, что происходило на сцене.

Режиссеры постановки — сестры Анна и Наталья Козловские, а идея — детище артистов двух омских театров «КС» и «ШуМиМ».

«Наш спектакль авторский в первую очередь потому, что он сочинен нашей большой командой. Актеры и режиссеры являются у нас соавторами спектакля. После долгой разлуки, после карантина мы встретились, и родилась идея», — рассказали режиссеры.

Идея эта достаточно проста, но если задуматься, то рассуждать об этом можно вечно (и это даже не гипербола): история человечества идет по кругу, а свернуть с пути и сделать условное колесо квадратным мы мешаем сами себе.

Почему «Колесо № 3»? Во-первых, постановка длительностью всего (или целых) 45 минут делится на три условных акта, каждый из которых лишь подтверждает, что мы сами вставляем себе палки в колеса.

Во-вторых, колесо здесь — символ замкнутой системы исторических ошибок и событий, участниками которых также оказываемся мы сами.

Самое странное и одновременно таинственное, что эту идею авторы попытались выразить без слов. То есть совсем. Абсолютно. Только музыка и шум природы, возгласы и крики. Но не слова. И авторам вполне удалось достигнуть своей цели.

О музыке. Здесь она — полноправный участник спектакля. Из-за того, что актеры молча раскрывают тайны нашего существования, музыка не отвлекает внимание, а приковывает его еще больше. Она — говорит, актеры — показывают, зрители — внимают.

Начинается постановка с того, что каждый из действующих лиц уверен — именно он главный и достоин большего. Это оборачивается тем, что одна из самых мощных стихий поглощает всех, не разбираясь, кто «достоин», а кто просто проходил мимо. Далее появляется Чума, которую никто не боится. Пользуясь этим, она жестоко расправляется с каждым, кого видит на своем пути. Знакомо, не так ли? И именно тому, что сейчас, в это самое время происходит в мире, посвящена третья часть спектакля. Заканчивается постановка новой жизнью. И это во многом объясняет все происходящее на сцене.

Спектакль оставляет интересное «послевкусие». Зрители понимают увиденное одинаково, но при этом каждый по-своему. Звучит противоречиво? До просмотра постановки — возможно. Но после подобных вопросов не возникает.

Постановка определенно понравится тем, кто успел посетить выставку репродукций Босха и Брейгеля. Примерно та же атмосфера царит на сцене, в зале и в голове каждого зрителя во время спектакля.

"