Posted 27 января 2017,, 14:04

Published 27 января 2017,, 14:04

Modified 14 декабря 2023,, 15:48

Updated 14 декабря 2023,, 15:48

Благоустройство центральной улицы Омска, работа 16 архитекторов

27 января 2017, 14:04
Конкурс проектов концепции благоустройства улицы Тарской.

Накануне в Омске прошло общественное обсуждение конкурсных проектов концепции благоустройства улицы Тарской. Организатором конкурса на новый облик пешеходной дороги стал Омский Союз архитекторов. Выставка 16-ти работ конкурсантов открыта до 2 февраля на площадке «Дома культуры» в Меге.

Портал Gorod55.ru побывал на общественном обсуждении представленных концепций и зафиксировал ключевые тезисы выступлений представителей профессионального сообщества.

Авторы проектов предложили превратить Тарскую в место для прогулок и отдыха, разделить пешеходную улицу и зону парковки и проезда автомобилей. В числе предложений - сенсорные медиа-экраны, необычные конструкции и освещение. Цель конкурса - понять, что омичи хотели бы видеть в центре города на улице Тарской, какой она должна быть, чтобы соответствовать потребностям и желаниям горожан. Во многом, это сделано, чтобы не повторять судьбу улицы Ленина, когда омичи выражали недовольство уже готовым проектом.

"Тарскую все хорошо знают, она в центре города. Улица выбрана как пример превращения хорошей архитектурной идеи в захламленное пространство":

- Если вы помните, эту работу в 90-е годы делал Омскгражданпроект; она получила приз в Москве, на фестивале зодчества, как проектная работа «Дорога к храму», - напоминает архитектор Александр Бегун. - На то время она была пешеходным бульваром, но с большим развитием автомобилизации и офисной структуры изменила свою функцию. Во что она превратилась? Зимой машины стоят прямо на тротуарах, летом и осенью - месят грязь по газонам.

Пространство в центре города, неопрятное. Два храма, парк, областная администрация. Отсюда возникла идея сделать архитектурное предложение на обновление этого пространства. Конкурс альтруистический, анонимный, работы разные.

Архитектор Богдан Мрыглод рассказывает, что Тарская в свое время была сделана на достаточно хорошем уровне, и на тот период стала определенным достижением - первая пешеходная улица:

- Эта улица отделена от транспортных потоков в продольном направлении, но имеет много пересечений и подъездов. По своему функциональному назначению она сложилась как жилая и общественно деловая зона. То противоречие, которое сегодня возникает между транспортом и пешеходами - одна из главных проблем.

Еще одна проблема - подземная. Тут проходит теплотрасса, множество коммуникаций, которые нужно обслуживать. Из-за того, что подготовку территории когда-то выполнили некачественно, идет размыв почв и плитка проваливается. Хочется притянуть посетителей, перепрофилировать улицу, но это зависит только от предпринимателей. А для них нужно создавать среду.

В предложенных концепциях есть кардинальные предложения; от рациональных, создания зеленых бульваров и свободных пешеходных зон, вплоть до того, чтобы «взлететь» над улицей, пройтись по пешеходной эстакаде.

Архитектор и градостроитель Никита Шалмин ходит по Тарской каждый день и уверен, что только благоустройством вопрос улицы не решить:

- Понятно, что куда-то нужно убрать транспорт. Вопрос, куда. На самом деле, у улицы существуют очень хорошие и интересные микропространства. Только сегодня они забиты транспортом. Если их вычистить, сделать воду, создать микроклимат - будет очень привлекательно.

Там есть кафе и столовые, были рестораны - они уходят, потому что трафика нет. Улица падает в своем уровне, качестве - людям неуютно. Там много банков, но это не та структура, которая будет что-либо развивать на первых этажах: деньги любят тишину.

Есть такой пример, когда в Гонконге вы полгорода можете пройти по второму этажу, зайти в небоскребы, в магазины… В таких галереях создан микроклимат: там даже кондиционеры работают. Но у нас в Омске - зима, снег и нет рельефа, как в Гонконге.

Забивать пространство улицы неохота: если поставим павильоны, то повторим проспект Мартынова, где у нас стоят дома непонятного функционала, а улица все равно остается пустой.

Мы почему-то боимся тентовых конструкций, легких и прозрачных, пневмо-систем, которые в всем мире очень хорошо развиваются. И здесь это можно было бы развить, создать микроклимат: на улице минус 30, а под тентом - минус 5. Есть практика ледяных ресторанов, ледяных гостиниц.

Фантазия дальше не пошла: либо виадук, либо лес вместо улицы. У нас парков-то нет: либо лес, либо пустырь - понятие парка как-то в Омске не складывается.

Фото: скрин иллюстрации в одном из конкурсных проектов

"