Posted 5 ноября 2019, 12:09
Published 5 ноября 2019, 12:09
Modified 19 августа, 21:23
Updated 19 августа, 21:23
Главред Города55 Ирина Любых рассуждает о золоте смыслов, которое есть у Омска, вместе с автором Омской птицы, немецким художником Хайко Мюллером.
Города по-разному работают над собственным брендированием. Администрация Гонконга начала исследовать возможности брендинга в 1996 году и затем год за годом помалу претворять их в жизнь. Сравнивать сегодняшние Гонконг и Омск кажется нелепым. Поселение менее чем в 6 тыс человек в Ярославской области под названием Мышкин выбрало свой пусть и очевидный образ в том же 1996 году и сегодня туризм является основным направлением в развитии города (правда, там и выбор не особо велик).
Брендирование Омска застопорилось в зародыше, причем и тот оказался слабоват (появился лишь логотип без жизнеспособной стратегии) и нелюбим (официально этим логотипом стала «брендолапа»). Сегодня ее пытаются встроить в айдентику Сибирского марафона, но все это далеко от настоящей работы на бренд города. Сами жители должны разделять ценности бренда, которые, в свою очередь, были выбраны на основе мнения тех самых жителей. Это взаимозависимость. В отсутствие четкой стратегии образ складывается стихийно. Как в случае с Омском — городом-мемом.
«Насколько я знаю, Омск знаменит, или лучше сказать — печально известен, преступлениями, наркоманией и загрязнением воздуха, поэтому, конечно, у меня есть двойственные мысли и чувства по поводу такой связи». (Здесь и далее перевод с английского).
Это слова автора оригинального Winged Doom (Крылатый фатум), картины независимого немецкого художника Хайко Мюллера, с которым мы пообщались на тему «феномена Омской птицы». Схожим образом вещает «Луркмор» (кто ж не зачитывался его былями и небылями). Так, по сути, началось андеграундное присутствие Омска в сети, тиражируемое с разной степенью интенсивности и правды. 51-летний художник, чьи работы выставлялись в родном Гамбурге, а также в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Чикаго, Париже, Санкт-Петербурге, такого, естественно, не ожидал.
«Много лет назад…
я видел документальный фильм о динозаврах. В нем один ученый сказал, что динозавры не вымерли, так как птицы являются их прямыми потомками. Мне очень понравилась идея, что потомки самого страшного существа на свете — Ти-Рекса — это милые птички, как, например, воробьи. Я думаю, что эта мысль вдохновила меня сделать группу небольших рисунков различных птиц в средневековой одежде (существа, нарисованные [нидерландским художником] Иеронимусом Босхом, также были вдохновением). Я нарисовал главного героя, который был довольно симпатичным и милым, дурака, Мрачного Жнеца и выразителя апокалипсиса, который, как выяснится, станет Омской птицей. Чтобы создать этот образ, я просто играл с ассоциациями, преследуя мысль: а что бы мы подумали, если бы птица объявила нам апокалипсис.
В 2006 году я сделал набросок, а в 2008 году — картину. В то время я довольно внимательно следил за статистикой моего сайта. В 2009 году я увидел, что кто-то разместил ссылку на него в vk.com, а чуть позже кто-то из Петербурга связался со мной через flickr.com (если я правильно помню), чтобы рассказать мне об этом. Сначала я не знал, что с этим делать, так как некоторые вещи, которые я видел, были серьезными нарушениями авторских прав (например, печать футболок), но я подумал и решил почувствовать себя польщенным, наслаждаться тем, что происходит, и получить хорошую историю взамен.
<…> С одной стороны, мне не нравится, что мой персонаж был вынужден, так сказать, играть роль символа для негативных вещей. С другой стороны, основываясь на том небольшом знании, которое я имею об Омске, я могу понять ассоциацию людей, когда они решили написать «Добро пожаловать в Омск» на моей картине и сделали ее мемом. Также я должен сказать, что был поражен, когда увидел, как моя картина вдохновила так много людей сделать свою собственную версию этого.
Так много людей приняли этот мрачный характер и перенесли его на что-то положительное.Мюллер
Они шили костюмы и очень весело проводили время. Они делали из него мягкие игрушки, футболки, шляпы и скульптуры. Я видел его как трофей на конкурсе костюмов, и пиком для меня было то, когда персонаж был использован в предвыборной рекламе Ильей Варламовым (на лубочной пикче Омская птица говорит Варламову как кандидату в мэры, что «пора в порядок привести всю эту красоту», то есть Омск, — прим. ред.). Когда я нарисовал свою красную птицу, она не была положительной фигурой, но некоторые русские сделали ее чем-то положительным, и мне это очень нравится <…>.
Уверен, что мне бы [Омск] понравился. Все, что я знаю о нем сейчас, — это то, что я слышал от русских детей. Я думаю, что некоторые или большинство из них были из Санкт-Петербурга, и они, вероятно, не знают Омск лично. Это вероятно, причина, почему мое представление о городе не верно <…>. В один прекрасный день я мог бы лично посетить Омск. На самом деле я получил запрос от [британского] телеканала Sky. Они думали о документальном фильме, если я сделаю выставку в Омске. Я ответил, что пока ничего не планируется, но я дам знать, если это изменится».
Давно гуляет в сети еще один фан-арт: два гривастых бородача стоят бок о бок, и перед одним лестница в небеса, а перед другим хайвей в ад. Они оба идолы, и кто сказал, что направление одного лучше, чем у другого.
Не все омичи оценили Омскую птицу, их можно понять. Под ее крылом виделись «зомбированные, однообразные люди», а сама птица представлялась «угрюмым петухом». Другие же отнеслись к ней со здоровой иронией и при всей буквальности мрачного юмора принимают ее не буквально.
Есть тред на «пикабу» «Саратов vs Омск», где города соревнуются в абсурдности происходящего, есть нелепые преступления, которые легко спутать непосвященному с сюжетом триллера, нет метро. Чуть не стало шара, но его вернули, ведь нельзя просто так покинуть Омск (в этом году, кстати, побег отметил пятилетие). Сыпать этими мемами можно сколько угодно.
«Омича это не сломит. Да, мы этим упиваемся. Это иронично и вдохновляюще». Омич
Так в противовес синдрому «ноющего омича», о чем писал все тот же незабвенный, хоть и местами заблокированный «Луркмор», появились «омич не хныч», «здесь выживают только самые стойкие», «не пытайтесь покинуть, здесь [хорошо]». И даже санкционированный городской праздник со слоганом «омичу все по плечу» по капле корректирует образ. Горит красным не только птица, но и закаты. В названии города угадывают буддистскую мантру. Есть группировки OWSK и JVCR, которые тоже играют с «тленом», но преподносят это как преимущество и ищут в нем омскую красоту, романтику крипоты и абсурда. Футболка с такой аббревиатурой — это уже не просто футболка, а мерч от звезды и годный подарок.
«Я сейчас буду говорить страшные вещи — все равно какой бренд, лишь бы он был. Ну, симпатичная птичка. Часто первоначальные значения отмирают, остается образ. Я хочу фотографироваться у памятников, которых больше нигде нет». Венедиктов
Амстердам тоже некогда рисовался наркостолицей. Сегодня масштабная кампания I (am)sterdam говорит, что «я и есть Амстердам». И это совсем не про наркотики. Трагически известный Чернобыль стал одним из самых экзотичных мест для туризма. Омск примеряет разные образы. Он нанесен на онлайн-карту мира. У него есть индивидуальность, помимо достижений в спорте или науке. Отдельные эксперты и «эксперты» критиковали «омскость». Но она может стать базой. Останется выбрать приправы, соус, упаковку.