Posted 5 июля 2018,, 12:00

Published 5 июля 2018,, 12:00

Modified 23 февраля 2022,, 11:47

Updated 23 февраля 2022,, 11:47

Омские паблики карает Немезида

5 июля 2018, 12:00
От воровства контента до войны страйками.

Если для рядовых пользователей паблики это ненавязчивые шутки по дороге на работу и некоторая информационная повестка, то для их руководителей - бизнес. До последнего времени в нем не было четких правил, однако постепенно «ВКонтакте» внедряет алгоритмы против воровства контента. На этой почве развернулась война страйками между двумя омскими пабликами с общей аудиторией в полмиллиона подписчиков.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ

Началось с того, что в 2017 году «ВК» внедрил алгоритм «Прометей». По имени титана из древнегреческих мифов, защитника людей от произвола богов. В соцсети его задачей стал поиск и поддержка интересных авторов и сообществ: огонь Прометея в виде значка появляется рядом с яркими и, главное, оригинальными публикациями.

Чтобы решить смежную проблему - когда паблики забирают контент без ссылок на исходник, в июне 2018 года «ВК» представил дополнительный алгоритм «Немезиду». Название тоже заимствовано из древнегреческой мифологии. Это крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение порядков. Она очень символично выписывает так называемые страйки за воровство контента.

За пять страйков, или иначе подтвердившихся неоригинальных публикаций, паблик выпадает из раздела рекомендаций, снижается видимость репостов. За 10 – его отключают от рекламной сети «ВКонтакте». За 15 – от маркет-платформы, вводится запрет на публикацию гиперссылок. Сами дубликаты потребуют удалить. За грубые нарушения (правда, «ВК» не уточняет, какие именно) сообщество могут вовсе заблокировать.

«Только запись от первоисточника может попасть в раздел «Рекомендации» и получить повышенные охваты. Тем не менее владельцы сообществ, которые не создавали оригинальные материалы, продолжали распространять копии чужого контента, размещали рекламу и зарабатывали на этом деньги.

Справедливо, если деньги зарабатывают сами создатели контента, а не те, кто без всякого труда все скопировал», рассказал на своей странице директор по маркетингу «ВК» Александр Круглов.

Искусственный интеллект Немезиды сам ищет дубликаты и отправляет их модераторам. Также пожаловаться на копию может любой пользователь соцсети, выбрав соответствующий пункт в меню конкретного поста. Априори источником считается паблик, где спорный контент появился раньше. «ВК» заверяет, «чтобы избежать недоразумений», у предполагаемых нарушителей есть возможность подтвердить авторство или право на использование контента. «Мы последим за процессом и при необходимости внесем коррективы в систему наказаний», - добавляет Круглов.

ОМСКИЕ РЕАЛИИ

В действительности борьба за справедливость переросла в войну пабликов, где страйки стали главным оружием. Ситуация применима к любому региону, в Омске же конфликт развернулся между двумя сообществами, являющимися одними из самых крупных и старейших. Админы пабликов стали «обмениваться» страйками, роняя друг другу охваты и статистику. Подробности этого конфликта его участники и наблюдатели согласились рассказать при условии, что названия пабликов не будут озвучены. Для удобства поименуем их «П» и «В».

Изначально «П» был пабликом № 1 в Омске, выросшим на мемах, собственном контенте и «школоте», самой благодатной аудитории, рассказал ИА «Город55» SMM-эксперт, пожелавший сохранить анонимность. Остальные сообщества, грубо говоря, «смотрели с черной завистью». До тех пор пока в «П» не произошел внутренний конфликт, и тогда уже на паблик стали смотреть с претензиями.

«В паблике произошел раскол админов (на почве денег). Все досталось создателю, а так как он человек жадный и ленивый, то просто начал воровать смешной контент со всех групп, игнорируя претензии админов обворованных сообществ. Естественно все обозлились на него, появилась коалиция админов крупных пабликов. Главный в ней «В». Он раньше был под тем же названием, что и «П» (чтобы цеплять пользователей за счет чужой популярности). Админы «В» скупали аудиторию и также копировали контент, но со временем начали вникать в SMM и поднимать группу», - поделился предысторией сммщик.

С введением Немезиды конфликт перерос в реально бьющий по бизнесу. SMM-консультант Владимир Лифантьев в разговоре с ИА «Город55» оценил емкость рынка омских пабликов в 16 млн рублей в год. И он продолжает расти. По оценкам другого SMM-эксперта,

сообщества, входящие в топ-10, имеют в сумме по 800-1200 тыс. рублей прибыли в месяц. Из них львиную долю забирают топ-3, остальные группы собирают в среднем по 50 тыс. в месяц.

То есть воевать есть за что. «Админы пабликов по всей стране стали использовать Немезиду в конкурентной борьбе. Стали заваливать друг друга страйками. <…> Специфика омского рынка такая, что ты либо выходишь в топ-5/топ-10 и начинаешь зарабатывать, либо не выходишь и вообще не зарабатываешь», - отметил Лифантьев.

Меньше показов – плохая статистика – сложнее продать рекламу. Самое серьезное наказание - отключение от маркет-платформы и запрет на гиперссылки. Первое мгновенно лишает двух из пяти рекламных постов в день, второе - фактически полный блок на самостоятельную монетизацию, так как рекламодатели хотят реальные переходы на свои сайты. Это осознали вступившие в конфликт паблики.

«У нас только с «П» личные претензии друг к другу были и обоюдные страйки. Остальные мирно живут. <…> Я решил, что нужно их прекратить и предложил мировую «П», кто-то должен был первым пойти на это, иначе будет вечная война, которую не решить.

Администрация «ВКонтакте» сама не ведает, что творит, выдает сырой материал [новый алгоритм], сталкивая администраторов лбами», поделился с ИА «Город55» участник конфликта.

Он рассказал, что страйки приходили за фото, которые находятся в общественном доступе на других ресурсах, за картинки, размещенные в других группах, но чуть раньше, несмотря на то, что эти картинки админы «В» брали из своих же постов, опубликованных несколько лет назад.

«Мало того, что техподдержка раздает страйки направо налево, а потом только разбирается, так еще если прилетает пять или более страйков, она не дает их все сразу обжаловать. Она пишет, что лимит запросов исчерпан, предлагает написать позже, но обжалование возможно только в течение 24 часов», - описал трудности работы с новой системой автор паблика. Его оппонент, создатель «П», от комментариев отказался.

Пример «П» и «В» стал показательным. Часть SMM-сообщества считает, что теперь администраторы будут более сдержанно себя вести в контенте, защищенного Немезидой от бездумного копирования, и видят выход в улучшении публикаций. Но также остались скептики.

«Некоторым группам все равно на страйки, они воровали и будут продолжать, другие же просто чуть скорректируют политику публикаций. В целом для Омска особо ничего не поменяется. Это страшилки для детей. Возможно, крупные федеральные паблики и те, кто дышит им в затылок, станут осторожнее», - высказал прогноз анонимный SMM.

Источник: ИА «Город55»

"