Posted 15 декабря 2023,, 02:13

Published 15 декабря 2023,, 02:13

Modified 16 декабря 2023,, 06:45

Updated 16 декабря 2023,, 06:45

Иллюстрация

Статистика и реальность. Как отличаются зарплаты в омских школах от цифр в отчетах

15 декабря 2023, 02:13
Фото: 1MI
Иллюстрация

Подсчитали, насколько реальные зарплаты омских учителей отличаются от статистики

Как выяснил Город55, чтобы приблизится к среднестатистическому уровню заработка необходимо брать 2-2,5 ставки, что сказывается на качестве образования и на желании педагога развиваться в профессии.

В конце ноября в Омскстате опубликовали данные о средней зарплате учителей в Омской области. Так, согласно документам, педагоги в районах в среднем получают в месяц 44 165 рублей, в городе — 39 457 рублей. Такие цифры вызвали волну недовольства в социальных сетях. Жители региона посчитали, что данные Омскстата завышены. Город55 разбирался, насколько реальные зарплаты отличаются от статистических и как обстоят дела с кадрами в сфере школьного образования.

Официальные данные

В департаменте образования администрации Омска и региональном министерстве образования Городу55 предоставили данные о зарплате учителей. Цифры с Омскстатом разнятся не сильно.

В городе с января по ноябрь 2023 года средняя зарплата учителей составила 41 234 рубля, в районах области — 43 132 рубля (с учетом выплат за классное руководство) и 38 843 рубля (без вознаграждения за классное руководство).

«Номинальная начисленная заработная плата конкретного педагогического работника может отличаться от средней заработной платы данной категории работников как по образовательной организации, так и по отрасли в целом в зависимости от количества педагогической нагрузки, наличия квалификационной категории, стажа работы, осуществления функции классного руководителя, результативности работы», — объяснили в министерстве образования.

«На зарплату не жалуюсь, но…»

Молодой специалист Светлана — учитель физики в одной из омских школ. Зарплата педагога составляет более 40 тысяч рублей, цифры разняться от месяца к месяцу.

«Существуют надбавки. В моем случае — 100% от оклада, как молодому специалисту и 10% от оклада, как учителю с первой квалификационной категорией. Оклад педагогического работника составляет 10 000 рублей при норме педагогической нагрузки в 18 часов. За классное руководство учитель получает в среднем 5000 рублей. На данный момент моя нагрузка составляет 44 часа в неделю. Плюс классное руководство», — рассказала омичка.

Таким образом, чтобы приблизится к средней зарплате, необходимо брать на себя 2-2,5 ставки. Переработки могут сказываться как на качестве преподавания, так и на желании педагога развиваться в профессии.

«Я не жалуюсь на маленькую зарплату, учитель действительно может заработать эту сумму, но это приводит к сильному эмоциональному выгоранию и отсутствию мотивации к дальнейшей работе в школе после завершения действия статуса молодого специалиста», — поделилась Светлана.

Отметим, что статус молодого специалиста сохраняется за педагогом в течение трех лет. Стоит сказать, что в Омской области в этом году учителя до 35 лет получили единовременные выплаты. Их размер составил от 15 до 25 тысяч рублей. На эти цели из регионального бюджета выделили 15 млн рублей.

Сотни открытых вакансий

В настоящее время в школах Омска, согласно данным департамента образования, не хватает 510 педагогов. В пятерке «лидеров» — учителя математики (65 открытых вакансий), начальных классов (55 вакансий), английского языка (49 вакансий), русского языка и литературы (47 вакансий), педагоги-психологи (31 вакансия). В муниципальных районах, как рассказали в министерстве образования, сейчас открыты 84 педагогические вакансии в школах.

«В системе общего образования Омской области работают около 14 тысяч учителей. По состоянию на конец третьего квартала 2023 года укомплектованность общеобразовательных организаций Омской области педагогическими работниками составила 99,4%», — сообщили в министерстве.

Кадрового дефицита в системе школьного образования Омской области нет, говорят чиновники. Но так ли это на самом деле? Есть сомнения.

«Очень сильная потребность в учителях физики, математики и русского языка. Педагогов пенсионного возраста у нас не очень много, каждый год коллектив пополняется 3-5 молодыми специалистами. Не все выдерживают такую нагрузку, многие увольняются», — рассказала омичка Светлана о ситуации в одной из омских школ.

Что касается педагогов, недавно окончивших вузы, то этой осенью в школы пришли работать 478 молодых учителей, из которых 233 отправились преподавать в образовательные учреждения районов Омской области.

К слову, в Омском государственном педагогическом университете в настоящее время по целевой программе «Образование и педагогические науки» обучаются 393 студента. Покроют ли они потребность в кадрах в будущем и не уйдут ли из школ после отработки положенного срока — вопрос открытый.

Отметим, что дефицит учителей в школах Омска сохраняется примерно на одном уровне. Так, в январе нынешнего года департамент образования сообщал, что в Омске не хватает почти 700 педагогов (в эту цифру включены также вакансии воспитателей в детских садах). Перед началом нового учебного года было открыто 730 вакансий. Средняя заработная плата учителей в Омской области на тот момент составляла 37 740 рублей.

О реальных зарплатах говорят и вакансии на сайтах по поиску работы. Учителям в Омске готовы предложить от 18 000 до 35 000 рублей. Разброс в уровне оплаты велик, опять же зависит от нагрузки. Но и предложения на рынке труда не дотягивают до среднестатистических.

Остались вопросы

Пока же официальные данные о зарплате педагогов расходятся с предложениями на рынке труда и вызывают споры, у нынешних учителей остаются вопросы.

«Есть два вопроса, которыми задаются все учителя. Почему оплата нормы педагогической нагрузки значительно ниже прожиточного минимума? Почему в работе учителя не учитывается время на подготовку к урокам, заполнение дневника и т. д. Физически делать это за перемены практически невозможно», — заключила омский учитель физики Светлана.

Ранее Город55 узнал у молодых педагогов и выпускников, почему они не спешат идти работать в школу. Основная причина все та же — низкие зарплаты. Кто-то приходит в образование с благородной миссией учить детей, но сталкивается с переработками и заполнением немалого количества документов. Студентов педагогических вузов приглашают в школы, начиная с третьего курса, однако выпускники не торопятся идти работать по специальности, предпочитая трудиться там, где зарплата существенно выше, а требований меньше.

"