Posted 4 мая 2022, 07:04

Published 4 мая 2022, 07:04

Modified 19 августа, 22:07

Updated 19 августа, 22:07

Омская фирма с множеством штрафов забрала крупные контракты на ремонт дорог

Омская фирма с множеством штрафов забрала крупные контракты на ремонт дорог

4 мая 2022, 07:04
Фото: Медиахолдинг 1Mi.
Всего три самых крупных подрядчика заключили контракты на общую сумму свыше 870 млн рублей.

С приходом весны в Омске начинается традиционный сезон ремонта и реконструкции городских магистралей. На данный момент Управлением дорожного хозяйства и благоустройства Омской области уже заключено несколько крупных контрактов более чем на полмиллиарда рублей. Город55 решил проанализировать эти закупки на предмет негативных маркеров и в серии материалов рассказать о том, кто и как работает на дорожном рынке Омска. Герой первой публикации — компания «Арт Ремстрой».

АРТистично

На данный момент самый крупный подряд на выполнение работ по ремонту участков дорожно-транспортной сети Омска имеет ООО «АРТ Ремстрой». Компания зарегистрирована в поселке Конезаводском Марьяновского района. Единственным учредителем и директором общества является омский предприниматель Карен Мартоян.  По итогам 2021 года выручка общества составила 1.7 млрд рублей, что на 70% больше, чем годом ранее. Чистая прибыль увеличилась на 227% — до 26.3 млн рублей.

На рынке госзакупок «Арт Ремстрой» впервые появился в 2010 году и заработал чуть более 975 тысяч рублей. Однако уже на следующий год компания заключила контракты на общую сумму свыше 17.7 млн рублей. Еще через два года эта цифра увеличилась почти в 10 раз — до 162 млн рублей, а в 2021-м «Арт Ремстрой» подписал договоры на 2.1 млрд рублей. Всего с 2020 года компания заключила 220 контрактов на сумму более 5 млрд рублей.

Что касается года нынешнего, то сейчас «Арт Ремстрой» уже получил заказы почти на 900 млн рублей. Три из них – это контракты с Управлением дорожного хозяйства и благоустройства и Департаментом строительства Администрации города Омска.

Отметим, что данная фирма работает не только в Омской области, но и в других регионах, в частности, в Уфе и в Челябинске и имеет филиал в Москве.

Одни и без снижения

Договор с департаментом строительства был подписан 1 марта текущего года, и касается он разработки проектной документации и реконструкции автомобильной дороги на улице Крупской в городе Омске, от улицы Перелета до улицы Лукашевича. Стоимость работ — более 227.8 млн рублей.

Чем же примечательна эта закупка? Во-первых, тем, что на аукцион была подана всего одна заявка и торги прошли без какого-либо снижения. Этой факт, учитывая, что в Омске много других компаний, занимающихся дорожным строительством, может говорить о многом. К слову, омское УФАС уже раскрывало картельные сговоры на дорожном рынке. Уголовное дело в отношении руководителя ООО «Стройсервис» Якова Вагнера и экс-главы АО «Омскатодор» Алексея Шипилова тоже яркий пример.

Теперь о контрактах с УДХБ. Их два на общую сумму более 258.6 млн рублей. По одному из них «Арт Ремстрой» должен произвести ремонт улицы Серова, по другому — улицы Перелета, Шаронова и дублера Волгоградской.

И вновь ситуация повторяется: оба аукциона прошли без существенного снижения, которое не превышало 2% от изначальной цены, и это несмотря на то, что в одном из них участвовало несколько поставщиков. Данный факт также вызвает вопросы.

Также отметим, что торги проходили в один день, а оба договора подписывались 25 апреля.

Неустойки, штрафы и просрочки

Интересно, что за компанией тянется большой шлейф из неустоек, штрафов и просрочек, которые «Арт Ремстрой» насобирал с 2016 года — 97. Большинство из них идут с формулировкой «просрочка исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства)».

Один из последних датрован 16 марта 2021 года. Тогда омское УДХБ заключило контракт на ремонт участков дорог в городе Омске: улицы Булатова, Почтовой, Маршала Жукова и Фрунзенского моста. На данный момент по этому договору «Арт Ремстрою» уже выставили восемь претензий с самой маленькой суммой в 57.66 рублей и самой крупной в 200 тысяч рублей.

Ниже пример одного из нарушений:

Еще один пример — ремонт дороги в Седельниковском районе за более чем 138.7 млн рублей. В конце ноября 2021 года появляется экспертное заключение, где указано, что «Арт Ремстрой» нарушил сроки выполнения работ по контракту, а в феврале текущего года выставляется претензия на 250.1 тысячи рублей.

Суд да дело

Частым гостем «Арт Ремстрой» является и в арбитражных судах. Споры разные, но большая часть из них касается гарантийных обязательств по ремонту. Так, в 2021 году УДХБ обращалось в Арбитражный суд Омской области с иском к компании с требованием устранить дефекты при ремонте дворовых территорий в рамках гарантийных обязательств. Суд заявление принял, выслушал все доводы, установил, что часть заявлений устранена, а часть под гарантию не попадает, и отказал в иске. Представители УДХБ с этим не согласились и обжаловали решение первой инстанции в апелляционном порядке. Решение суд пока не вынес. 

Вот история посвежее: 5 марта 2022 года Администрация города Омска обратилась в арбитраж, чтобы истребовать с «Арт Ремстроя» почти 1 млн рублей. В данный момент дело рассматривается в суде.

Есть и примеры, когда апелляционная инстанция вставала на сторону УДХБ и присуждала «Арт Ремстрою» приличный штраф. Например, в 2019 году между управление дорожного хозяйства и компанией был заключен договор на ремонт дорог в Омске на общую сумму более 397.6 млн рублей. Во время выполнения этих работ проводился строительный контроль, который и выявил многочисленные нарушения. Собственно, вот они:

В дальнейшем «Арт Ремстрой» и УДХБ подписали акт о непринятии этих работ, и, по условиям договора, подрядчик был обязан устранить все нарушения, а также оплатить штраф почти в 2 млн рублей. Вот только компания с платежом не спешила, потому чиновники из мэрии Омска и обратились в арбитраж. 

Первая инстанция по этому делу встала на сторону «Арт Ремстроя» и отказала в иске, однако последовала апелляция, которая отменила решение Арбитражного суда Омской области и постановила взыскать с ответчиков всю сумму штрафа. После этот вердикт устоял и в кассации. И такой иск к компании далеко не единственный.

***

Подытожим: у «Арт Ремстроя» длинный хвост претензий, штрафы на десятки миллионов рублей, суды и весьма серьезные претензии по качеству работ, но компания продолжает выигрывать контракты на строительство дорог в Омске. Подтверждение тому — контракты, заключенные в этом году на сумму почти в полмиллиарда рублей.

С одной стороны, все эти неустойки и штрафы несколько удешевляют работы, поскольку вычитаются из общей стоимости, но с другой — часто дефекты строительства и срыв сроков заканчиваются в суде, рассматриваются годами, а все это время недоделки так и ждут своего часа.

Также небывалая удача «Арт Ремстроя» по заключению контрактов практически без снижения начальной цены и в подавляющем большинстве случаев без конкуренции, вызывает немало вопросов. Впрочем, в администрации города уже задумались над тем, как решать ситуацию с такими подрядчиками. Вот как на своей первой пресс-конференции мэр города Омска Сергей Шелест объяснил ситуацию с подобными госзакупками:

«Мы работаем в рамках ФЗ № 44 (госзакупки). Для включения компании в реестр недобросовестных требуются особые замечания в рамках действующего законодательства. Как только появятся материалы, которые позволят их отстранить от торгов, мы это сделаем».

В следующем материале Город55 расскажет о других участниках и победителях омских аукционов на ремонт и реконструкцию дорог.

Подпишитесь