Изображение материала

«Вместо диалога ультиматум»: прокат самокатов — о запрете работать в Омске

14 апреля 14:13
Фото: Город55 / 1MI

Компания проката самокатов рассказала о запрете работать в Омске

Город55 разбирается в конфликте мэрии и предпринимателей, которые решили запустить бизнес в нашем городе.

4 апреля на омских улицах появились припаркованные самокаты. Местные жители, не привыкшие к такому изобилию техники на тротуарах, удивлялись и даже пытались украсть то, что выглядело бесхозным, и сдать в пункт приема. Впрочем, вскоре выяснилось, что в город пытается зайти сеть кикшеринга Whoosh. Самокатчики есть в 40 городах страны. В Москве еще в прошлом году развернулась бурная дискуссия по поводу микромобильного транспорта. Защитники считают, что это удобно и экологично. Противники достаточно веско высказываются о его высокой травматичности. Самокат имеет довольно значительный вес, плюс вес человека — если такая масса, движущаяся с приличной скоростью, влетит в пешехода, последствия могут быть почти такими же серьезными, как при столкновении с мотоциклом.

При этом на законодательном уровне человек на самокате приравнен к пешеходу и никаких дополнительных ограничений для него нет, рассказали Городу55 в пресс-службе областной Госавтоинспекции.

Пришедшая в Омск компания Whoosh успела поработать всего 10 дней и познакомилась с омской мэрией. Самокатчиков пригласили на встречу в мэрию, и не сказать чтобы она получилась дружеской. Официальный представитель Whoosh Денис Балакирев рассказал Городу55, что с таким натиском они еще не сталкивались нигде.

Однако Денис, судя по всему, немного лукавит. Параллельно с омской историей похожие недопонимания у компании сейчас возникли в Новосибирске. А год назад — в Томске.

Главные претензии омских чиновников в том, что предприниматели начали здесь бизнес, ничего и ни с кем не согласовав. В частности, их хотят обязать платить за аренду земли для парковок. Правда, чисто технически это будет сделать непросто: самокаты стоят в самых разных точках — их можно оставить близко к тому месту, где пользователю удобнее всего расстаться с транспортом. Однако в Whoosh заверили, что готовы обсуждать этот вопрос.

«Город поехал на самокатах, пользователи нам пишут в основном положительные комментарии, а мэрия почему-то ведет себя странно, — сказал в интервью Городу55 пресс-секретарь компании Денис Балакирев. — У нас есть типовое соглашение, которое мы готовы менять под конкретный город. Но мэрия отказывается его подписывать, а потом через прессу выставляет нам какие-то условия. По федеральному закону не должна оплачиваться земля под парковками. Но если есть какие-то местные законы, которые важнее федеральных, — если это теоретически возможно — мы готовы это обсуждать. Но нам никаких требований не выдвигалось. Цифру в 50 рублей за самокат мы узнали сегодня, когда нам прислали запрос журналисты. Что это такое, мы не понимаем. Нам предложили договариваться с каждым районом по парковкам самостоятельно. Обычно мы это делаем централизованно с мэрией. Мы такую практику никогда не использовали, не знаем, как это делается. Попросили объяснить, но пояснений, как и с кем договариваться, никаких не получили. Мы правда хотим разобраться в этой ситуации».

По словам Дениса Балакирева, перед тем как зайти в новый город, специалисты компании определяют все места для парковок. Если она мешает, можно обратиться в службу поддержки, и парковку могут перенести. Также указываются места, где будет ограничена скорость или вовсе нельзя будет проехать. Самокат там просто автоматически остановится. Такие места определяют по тепловой карте передвижений — там, где больше всего пешеходов. Также такие ограничения могут быть в парках и скверах:

«Все эти основные моменты мы прописываем. И все это практически во всех городах, где мы присутствуем, такие соглашения работают. В них можно дополнить что-то еще. Мы готовы к любому диалогу. Но нам предлагают не диалог, а санкции и ультиматумы. В Петербурге бывали прецеденты по поводу зон ограничения скорости — где можно ездить с какой скоростью. Но у нас системно все самокаты не разгоняются быстрее 25 км/ч. Плюс есть дополнительные зоны, где парки, скверы или просто много пешеходов. Там мы ограничиваем скорость до 15 км/ч. Мы готовы прислушиваться и обозначать все эти зоны. Но так ультимативно вопрос о запрете ездить в парках поставлен только в Омске».

В мэрии также апеллируют к тому, что в Омске просто нет дорожек для безопасных поездок на самокате. Представители Whoosh обещают это исправить и поучаствовать в благоустройстве города:

«Мы понимаем, что хорошая инфраструктура способствует развитию кикшеринга, и готовы это обсуждать, ждем предложений, — заверяет Денис Балакирев. — Надо понимать, что у нас достаточно ограниченные возможности, но тем не менее мы готовы все обсуждать. Мы готовы вести диалог и с общественными организациями, и с мэрией. У вас такой большой, современный город. Мы зашли с позитивом, а пока как-то так вот все получается. Но мы оптимисты. Может быть, произошло какое-то недопонимание. Надеемся, что все проговорим и договоримся».

Тем временем в мэрии Омска дали компании срок для разрешения ситуации до 22 апреля. После этого самокаты принудительно эвакуируют и будут держать на штрафстоянке до того момента, пока предприниматели не вернут сумму неосновательного обогащения, а также не оплатят саму эвакуацию и содержание транспорта.

В соцсетях уже распространяется открытое письмо на имя губернатора Омской области в поддержку кикшеринга. Сама компания призывает омичей писать обращения на официальный адрес горадминистрации.

Бывший мэр Омска, депутат Госдумы Оксана Фадина уже назвала такую позицию «манипулированием»:

«Фирма должна встретиться в мэрии с руководством и получить пакет разрешительных документов, взять на себя ответственность за безопасность людей и чистоту за собой. Вот и все. Нет, пошли длинными мутными кругами, поднимая настроения людей, как волну на чиновников. Чиновников и так часто критикуют по поводу и порой без. Только не в этом случае. Все должны жить по норме законодательства», — написала Фадина со ссылкой на пост Города55 в Telegram.

Мы будем следить за развитием ситуации и готовы предоставить слово всем заинтересованным сторонам.