Posted 31 марта 2022, 14:51

Published 31 марта 2022, 14:51

Modified 31 марта 2022, 14:51

Updated 31 марта 2022, 14:51

Уменьшат на копейки. Омские эксперты о шансах вернуть деньги за перерасчет отопления

31 марта 2022, 14:51
Фото: 1MI

Эксперты ЖКХ низко оценили шансы вернуть деньги за перерасчет отопления в Омске

Омичи добились проверки прокуратуры из-за огромных сумм в квитанциях, но специалисты настроены скептично.

С перерасчетом за отопление сумма коммунальных услуг у некоторых омичей получилась больше, чем они зарабатывают. Собственник квартиры в доме №40 на улице Конева Иван Горько получил квитанцию на 19 804 рубля.

С такой формулой омич не согласен. Обратился в управляющую компанию. Но там настаивают — подсчитали правильно.

«Они выставили, и не хотят даже точку зрения свою объяснить. Я пришел, там дежурный — говорит, не пустим вас. Позвонил, девушка мне доказывает, что все правильно. Не дает сказать мне. Не объясняет. Ну пригласили бы. Показали расчет, как счетчик снимали —  никаких данных нет», — рассказал Городу55 собственник.

Почему в квитанциях за перерасчет омичи не видят желаемой суммы в свою пользу? Есть ли шанс вернуть деньги у тех, кто с этой суммой не согласен? Мы пообщались с экспертами в сфере ЖКХ.

Шансы близятся к нулю

Александр Лихачев оценивает вероятность возврата денег как минимальную — скорее всего, перерасчет будет на копейки. При этом обращаться нужно не в управляющую компанию — УК эту услугу не предоставляет, — а непосредственно к поставщику. Онлайн решить проблему не получится — заявление придется подавать письменно и в двух экземплярах.

«У АО „Омск РТС“ шансы близятся к нулю (только если площадь квартиры указана неверная), там на копейки уменьшат, а могут и увеличить, если площадь больше окажется. Потому я долго смеялся заявлениям ряда официальных лиц, что вот сейчас мы тут проверим и всех выведем на чистую воду. Это в мелких предприятиях, особенно в селе, могут быть ошибки в расчетах», — говорит эксперт в сфере ЖКХ.

По его словам, такая ситуация с перерасчетом складывается из-за того, что жители региона платят за тепло по нормативу, а не за реально потребленную энергию по счетчику. А затем, в зависимости от теплой или холодной зимы, расчеты корректируют, но по данным предыдущего года. Зима 2020-21 годов была аномально холодной, и это отразилось в квитанциях уже этого года.

Кроме того, по словам Лихачева, в этот раз мог сработать и политический фактор: год был выборный, поэтому весной топили до последнего — она выдалась холодной. А осенью отопление, наоборот, дали непривычно рано. Как правило, период дискомфортных температур в квартирах длится дольше, в этом же году периоды межсезонья прошли на удивление гладко. Жители были не против, только платить за это приходится сейчас.

Выходом специалист видит переход на прозрачную для всех систему оплаты по счетчикам — по его словам, это возможно в рамках постановления Правительства РФ № 603. Однако пока регион живет по нормативам. Недовольным перерасчетом жителям остается только проверить техпаспорта, если они старше 2005 года, — вдруг там закралась приписка лишних «квадратов» жилья.

Люди привыкли, что перерасчет в их пользу

Исполнительный директор Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Мария Заздравных отмечает, что жители замечают перерасчет, только когда он бьет по карману. В реальности в предыдущие годы платили меньше из-за теплой зимы, но это прошло незамеченным.

«Люди привыкли, что перерасчет был всегда в их пользу, а в этом году наоборот. Никто не любит платить больше, чем было ранее выставлено в квитанциях», — отмечает она.

Тем не менее, если вопросы по перерасчету есть, Заздравных советует детально в них разобраться. Но будет сложно. Нужно запросить:

  • информацию за интересующие расчетные периоды о помесячном количестве потребленного тепла по показаниям счетчиков,
  • о суммарном количестве тепла, потребленного в жилых и нежилых помещениях,
  • о количестве тепла, рассчитанного с применением нормативов потребления,
  • саму формулу расчета платы.

Эти данные обязаны предоставить в течение трех рабочих дней, и тогда потребитель, вооружившись знаниями по арифметике, может сам перепроверить, что ему насчитали и за что. Если же человек все-таки не согласен с суммой перерасчета, то сначала нужно попробовать решить вопрос в досудебном порядке — написать претензию поставщику. Если в течение 10 дней перерасчет не сделали, то тогда остается только суд.

«Добавлю, необходимо сравнить, продолжительность отопительного периода, количество тепла и фактическую стоимость тепла, ежемесячные начисления за последние 3 года, и тогда вы поймете, почему вас просят доплатить. Именно сравнение разных годов дает ответ на вопрос, почему перерасчет получился не в вашу пользу», — отмечает Заздравных.