Posted 10 ноября 2021,, 11:14

Published 10 ноября 2021,, 11:14

Modified 23 февраля 2022,, 16:30

Updated 23 февраля 2022,, 16:30

Новые QR-коды. Омских ювелиров ждет испытание

10 ноября 2021, 11:14
Российский ювелирный рынок готовится к переходу на маркировку украшений. С марта 2022 года все драгоценные металлы, камни, ювелирные украшения должны иметь уникальный идентификационной номер. Как себя чувствуют омская ювелирная отрасль в преддверии перемен? Об этом — в материале Города55

Ситуация на рынке

Оборот рынка ювелирных изделий в РФ составляет более 240 млрд рублей. По данным Федеральной пробирной палаты, в прошлом году на клеймение к ним поступило более 140 тонн ювелирных изделий. Подавляющая часть (102.1 тонны) приходится на продукцию из серебра (две трети серебряных украшений выпускают российские компании). Меньше трети от общей массы ювелирных изделий занимают украшения из золота (из них почти 40% российского производства).

Стоит отметить, что в 2020 году физический объем ювелирного производства в России уменьшился на 30%. При этом в деньгах рынок вырос за счет увеличения стоимости изделий.

«Стоимость материалов — сырья, то есть золота и драгоценных камней, увеличилась на 50%. Еще одна неприятная тенденция: в 2017 году в отрасли работало 18 300 малых предприятий, а в этом работают 12 200. На шесть с лишним тысяч сокращение произошло», — сказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

По данным Торгово-промышленной палаты, в рейтинге мировых экспортеров ювелирной продукции Россия занимает 37-е место, в сотни раз уступая лидерам — Индии и КНР. Отечественные предприятия экспортируют ювелирную продукцию на сумму менее 100 млн рублей в год, что составляет 10% мирового экспортного потенциала.

«Конечно, перспектива для отрасли — это внешние рынки, но, чтобы там работать и получать достойное вознаграждение за выпущенную продукцию, нужно упростить все нормы и процедуры для того, чтобы наши производители могли там работать. Вот этим мы сейчас вместе с ними занимаемся», — отметил глава ТПП РФ Сергей Катырин.

Омский рынок украшений

По информации аналитического центра ювелирной компании SOKOLOV, розничный рынок Омска за 9 месяцев этого года в денежном выражении вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг размера 1.5 млрд рублей. Эксперты связывают рост с увеличением цен в ювелирной рознице на 20% к январю — сентябрю 2020 года.

В то же время средний чек на украшения в Омске в текущем году упал на 4%, до 4694 рублей, но при этом количество покупок выросло на 28%. В данном случае увеличилась доля менее дорогих изделий из серебра. Их продается больше, однако выручки они дают меньше.

По словам совладельца омской ювелирной сети «Россювелирторг» Кирилла Хариби, выбор омичей последние 10 лет остается неизменным. В рейтинге предпочтений в порядке убывания идут серьги, кольца и цепи. Более двух третей продаж приходится на золотые украшения.

«У меня идет рост. Но растет выручка, а прибыль падает. Снижается маржинальность. Но тем не менее я потихоньку выбиваю конкурентов, продолжаю откусывать рынок, усиливаю позиции», — говорит омский ювелир.

QR-коды на ювелирку

В 2022 году российские ювелирные компании ждет новое испытание — введение обязательной маркировки изделий. На каждый произведенный товар будет устанавливаться бирка с QR-кодом. Сканировав код мобильным телефоном, можно будет увидеть металл, пробу, вес и наименование камней. Кроме того, метка будет наноситься и на сами изделия. Такая маркировка должна привести к очистке рынка от поддельной и нелегальной продукции, доля которой, по оценкам специалистов, достигает 50%.

«Малые предприятия в подавляющем большинстве к этому не готовы, для них это достаточно серьезная нагрузка и большой вызов. И они, конечно, очень рассчитывают, что будет какая-то поддержка со стороны государства с точки зрения хотя бы компенсации затрат на приобретение оборудования», — сказал президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Кирилл Хариби полагает, что омский ювелирный рынок только выиграет от введения маркировки украшений. Конечно, затрат не избежать, говорит он, но они стоят того. В конечном итоге новая система заставит ювелиров выйти из тени или уйти с рынка.

«Введение маркировки ювелирных изделий убьет весь серый, черный рынок. Уйдут всякие недобросовестные комиссионки, псевдоломбарды, которые маскируются под комиссионные магазины. Для меня, для тех, кто работает официально, это хорошо», — говорит предприниматель.

***

Отечественные ювелиры с осторожностью прогнозируют восстановление российского рынка. В текущем году они ожидают рост продаж на 15%. Вместе с тем экспортные возможности отрасли сдерживает чрезмерный контроль со стороны государства за оборотом драгоценных металлов и камней. Процедура клеймения и оформления бумаг тянется до двух недель. Между тем зарубежный рынок интернет-продаж таких задержек не терпит. Помочь могла бы отмена государственного клеймения при отправке на экспорт и переход на электронную систему документооборота.

"