Posted 10 октября 2021,, 04:00

Published 10 октября 2021,, 04:00

Modified 23 февраля 2022,, 16:57

Updated 23 февраля 2022,, 16:57

Подозрительный тендер. Разбираем список госзакупок омского дорожника Якова Вагнера

Подозрительный тендер. Разбираем список госзакупок омского дорожника Якова Вагнера

10 октября 2021, 04:00
Фото: Медиахолдинг1Mi
Два аукциона, из-за которых, вероятно, возбуждено дело на главу «Стройсервиса».

В конце этой недели СУ СК России по Омской области возбудил уголовное дело в отношении директора ООО «Стройсервис» Якова Вагнера и гендиректора АО «Омскавтодор» Алексея Шипилова. Их подозревают в ограничении конкуренции при заключении госконтрактов на ремонт и содержание автомобильных дорог, что повлекло получение дохода в особо крупном размере. По версии следствия, в 2019–2020 годах бизнесмены незаконно заработали более 1.68 млрд рублей.

Город55 неоднократно анализировал подозрительные закупки омских ведомств и компаний. В этот раз мы решили оценить закупки самого богатого омского дорожника Якова Вагнера за период с 2019 года по сегодняшний день.

Дисклеймер

В материале представлена аналитическая информация, подготовленная на основе данных известного сервиса, специализирующегося на предоставлении сведений о различных аспектах деятельности российских компаний. Негативные маркеры и признаки нарушений не говорят о том, что какое-то предприятие (орган власти) вело нечестную игру на портале госзакупок. Однако они показывают основные тенденции, проблемы и ошибки при ведении закупочной деятельности.

Общий список

За последние три года компания «Стройсервис» в общей сложности выиграла на торгах 85 контрактов: 29 — в 2019 году, 32 — в 2020 году и 24 в 2021 году.

Причем из 85 тендеров 81 имел тот или иной негативный маркер (29 контрактов с подозрительными индикаторами в 2019 году, 30 — в 2020 году, 22 — в 2021 году).

Общая сумма заключенных «Стройсервисом» контрактов за этот период составила 22.5 млрд рублей. Из них в 2019 году — 7.5 млрд рублей, в 2020 году — 9.3 млрд рублей, в 2021 году — 5.7 млрд рублей.

Более 80% всего объема подписанных договоров на строительство и ремонт дорог приходится на три региона — Новосибирскую область, Читинскую область и Алтайский край.

В тройку самых крупных контрактов «Стройсервсиса» за последние годы входят: договор на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Р-256 в Новосибирской области и Алтайском крае (заключен в июне 2020 года, сумма контракта 2.6 млрд рублей); капремонт автодороги А-350 в Забайкальском крае (март 2019 года, 1.1 млрд рублей) и капремонт участков автодороги Р-402 в Омской области (ноябрь 2020 года, 1.07 млрд рублей).

У всех трех контрактов имеются отрицательные маркеры. Первый из них (договор на строительство участков дороги Р-256) относительно чистый. Всего три замечания: контракт заключен с единственным поставщиком без проведения конкурентных торгов, были недоступны документы для возможных участников торгов и не исполнен плановый срок договора. На один негативный маркер больше у омского контракта. В данном случае выделяется пункт об отсутствии снижения первоначальной цены при нескольких допущенных участниках, что говорит о возможном картельном сговоре.

Вызывает сомнение контракт на капремонт автодороги А-350. У него целых восемь негативных меток. Во-первых, на аукцион была подана всего одна заявка, что может являться признаком организации торгов под конкретного поставщика. Далее торги прошли без снижения, а после цена контракта повышалась. Вдобавок на этот аукцион была жалоба в ФАС. В конце концов подрядчик не исполнил контракт в срок и ему были выдвинуты требования об уплате неустойки и штрафов.

Стоит отметить, что последняя дата активности компании на рынке госзаказа — 7 октября, за сутки до возбуждения Следкомом уголовного дела.

Омские закупки

Что касается числа подрядов на дорожное строительство непосредственно на территории Омской области, то их за последние три года у «Стройсервиса» было 20 на общую сумму 7.5 млрд рублей. Среди крупнейших заказчиков - ФКУ «Сибуправтодор» (7 контрактов) и КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области».

Помимо контракта на ремонт участков федеральной трассы Р-402 (ноябрь 2020 года, 1.07 млрд рублей), в топ-5 тендеров, которые начиная с 2019 года выиграл «Стройсервис», входят: два контракта на капремонт участков автодороги А-320 (июль 2019 года, 996 млн рублей и 830 млн рублей), на капремонт автодороги Р-402 (май 2021 года, 795 млн рублей) и ремонт, содержание дорог в Павлоградском и Нововаршавском районах (январь 2020 года, 773 млн рублей).

По всем пяти контрактам торги прошли без снижения первоначальной цены предложения. В двух случаях снижения цены не было при нескольких допущенных участниках. Кроме того, на два из пяти аукционов были поданы жалобы в ФАС.

Подозрительный тендер

По информации омского Следкома, в период 2019–2020 годов ООО «Стройсервис» и АО «Омскавтодор» в ходе торгов, где заказчиком выступало КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» (УДХ), согласовывали свои действия и ценовые шаги. В результате был извлечен доход в размере более 1.68 млрд рублей.

Город55 отобрал все госзакупки, в которых с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года одновременно участвовали и «Стройсервис», и «Омскавтодор». И при этом заказчиком выступало УДХ Омской области.

Всего таких закупок оказалось три. Первая — строительство обхода поселка Магистральный в Омском районе. В конкурсе помимо «Стройсервиса» и «Омскавтодора» участвовали еще две компании. Выиграло ООО «Арт ремстрой», предложившее 97.1 млн рублей при первоначальной цене 106.8 млн рублей.

Вторая — ремонт автодороги в Таврическом и Павлоградском районе. В ней участвовали только «Стройсервис» и «Омскавтодор». Победила компания «Стройсервис», ненамного перебившая ставку «Омскавтодора». При начальной цене 172 млн рублей компания Вагнера получила контракт за 170.3 млн рублей.

Самая подозрительная из трех закупок — контракт на ремонт и содержание участков автодороги Омск — Тара в Саргатском, Большереченском и Тарском районах Омской области (датируемый декабрем 2019 года). Интересно, что первоначальная цена этого контракта совпадает с цифрой, озвученной следователями, — 1.68 млрд рублей.

Согласно документации, в конкурсе также было два участника — «Стройсервис» и «Омскавтодор». На этот раз компания Вагнера проиграла тендер. Она предложила цену 1.66 млрд, а «Омскавтодор» — 1.67 млрд рублей. Добавим, у этого контракта сразу восемь негативных маркеров: торги с минимальным снижением, штрафы, неустойки по контракту и другие.

Можно предположить, что результаты именно последних двух тендеров и послужили основанием для возбуждения уголовного дела в отношении ООО «Стройсервис» и АО «Омскавтодор».

"