Posted 1 октября 2021,, 04:00

Published 1 октября 2021,, 04:00

Modified 23 февраля 2022,, 16:44

Updated 23 февраля 2022,, 16:44

Штраф за обман. Нарушение прав потребителей предложили жестоко карать

Штраф за обман. Нарушение прав потребителей предложили жестоко карать

1 октября 2021, 04:00
Фото: Медиахолдинг1Mi
Для торговцев и производителей предлагают увеличить размер наказания. Сейчас штрафы копеечные, а хотят их сделать зависящими от выручки, от оборота. Разбираемся, кого затронут новые санкции и к чему они могут привести.

Благая инициатива

Сегодня в России штрафы за нарушение прав потребителей номинальные (составляют от 20 до 50 тыс рублей) и практически никак не действуют на нарушителей. В то же время за рубежом компаниям, игнорирующим действующие нормы, грозят куда более суровые санкции.

В частности, к нарушителям там широко применяются оборотные штрафы. Это штрафы, размер которых зависит от выручки компании (в России оборотные штрафы существуют только в антимонопольном законодательстве).

Российские общественники из Международной конфедерации обществ потребителей (КонфоП) предлагают задуматься над увеличением штрафов для отечественных компаний, нарушающих права потребителей. Специалисты считают необходимым в случае неоднократного нарушения накладывать на организации оборотные штрафы.

Позиция защитников прав потребителей

Отношение омских защитников прав потребителей к инициативе московских коллег неоднозначное. Кто-то ее поддерживает, а кто-то категорически против ужесточения законодательства в данной области.

Председатель правления омского «Общества прав потребителей в сфере страхования» Игорь Пушкарь в целом положительно относится к введению оборотных штрафов для организаций-нарушителей. По его мнению, введение подобных санкций положительно повлияет на те торговые сети, где нарушения имеют постоянный характер.

«Крупные ритейлеры очень часто грешат тем, что цены на прилавках у них отличаются от цен, пробиваемых на кассе. Я полагаю, что это системное нарушение и торговцы это прекрасно понимают. Делается это для того, чтобы увеличить спрос на ту или иную позицию, привлекая сниженной ценой, а фактически цена на кассе оказывается высокой», — сказал Игорь Пушкарь.

Эксперт отмечает, что наказывать оборотным штрафом надо не всех подряд, а только злостных нарушителей. Тех, кто пренебрегает законом регулярно, из раза в раз нарушая права потребителей.

«Предпринимателей, которые нарушили права потребителей, к примеру, пять раз, наказывать по стандартной процедуре КоАП, а если это случится в шестой раз, то уже выписывать штраф исходя из оборота. Предприниматели должны знать, что рано или поздно ничего не значащие для них мизерные штрафы перерастут в более серьезные финансовые санкции, и, возможно, они захотят изменить схему, нарушающую права потребителей. Потому что ответственность за нарушение будет больше, чем дополнительные доходы, которые они получают, используя подобные схемы», — сказал Пушкарь.

Руководитель омского «Общества защиты прав потребителей в сфере строительства» Дмитрий Дмитриев полагает, что ужесточать наказание для компаний, нарушающих права потребителей, не надо. Действующее законодательство, по мнению эксперта, дает возможности для взыскания существенных штрафных сумм в пользу потребителя (неустойка за нарушение сроков, штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, компенсация морального вреда).

«Приведу некоторые случаи. После расторжения дольщиками договоров долевого участия через суд нами взыскиваются с застройщика дополнительные суммы, доходящие до 200% сверху. Другой пример. По вине авиакомпании „Эйр Астана“ наши клиенты понесли убытки в размере 70 000 рублей. Через суд нами взыскана в их пользу сумма в 240 000 рублей, превышающая убытки в 3.5 раз», — рассказывает Дмитрий Дмитриев.

Кроме прочего, по оценке эксперта, введение оборотных штрафов может негативно отразиться на деятельности предприятий, вплоть до банкротства бизнеса.

«Штрафы от оборота способны разорить хорошие компании, которые допустили разовые нарушения. А настоящие мошенники во многих случаях смогут найти способы уйти от реального взыскания штрафа», — сказал Дмитриев.

Бизнес против

Омский ритейлер Виктор Шкуренко считает инициативу московских защитников прав потребителей абсолютно непроходной, если она поступит в Госдуму, и не думает, что к ней надо относиться серьезно.

«Оборотный штраф у нас нереален. Беспокоиться нет смысла. В правительстве РФ есть механизмы, связанные с защитой бизнеса. Есть специальные нормы, которые защищают бизнес от излишнего регулирования, и любой законопроект, который касается бизнеса, проходит широкий дискуссионный круг. Я думаю, что уже на этом этапе все будет остановлено. Инициатив бездумных сейчас в России много, но не все они, слава богу, принимаются», — сказал Шкуренко.

Также предприниматель не согласен с тем, что действующие в России штрафные санкции за нарушение прав потребителей незначительны.

«По поводу того, что штрафы маленькие, — это неправда. В любом случае, наказывается управляющий конкретного магазина. Для него персональные наказания могут быть достаточно ощутимыми. Это абсолютная неправда, что небольшие суммы штрафов не мотивируют крупные компании улучшать обслуживание. Если штрафы номинально увеличивать — это другой вопрос. Принципиальная вещь — оборотные штрафы. Это абсолютно непрофессиональная инициатива. Это неправильно. Это невозможно. Это не будет принято», — заключил Шкуренко.

***

Оборотные штрафы являются самыми суровыми для бизнеса. В России на рекордные суммы штрафуют (после соответствующего разбирательства в ФАС) в основном за нарушение антимонопольного законодательства: за картельные сговоры и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В этом году Роскомнадзор не раз заявлял о возможности применения оборотных штрафов в отношении IT-гигантов (Google, Facebook, Twitter) за то, что те не удаляют запрещенный в России контент.

Все идет к тому, что и крупных ритейлеров, и сетевые АЗС, и онлайн-компании будут штрафовать с оборота за систематические нарушения. О готовых решениях разговоры пока не идут, но понятно, что действующие сегодня меры слабо стимулируют бизнес соблюдать права потребителя и нуждаются в совершенствовании.

"