Posted 6 августа 2021,, 08:10

Published 6 августа 2021,, 08:10

Modified 23 февраля 2022,, 16:52

Updated 23 февраля 2022,, 16:52

Выкручиваемся за счет экономии. Цены на топливо подрывают омский рынок грузоперевозок

6 августа 2021, 08:10
Что происходит на рынке логистики? Как сказывается на бизнесе рост цен на топливо, запчасти и ремонт? Город55 разбирался, куда движется рынок грузовых перевозок.

По данным отраслевых аналитиков, в 2020 году оборот рынка грузоперевозок в России сократился до 800 млрд рублей. А общий объем перевезенного груза составил 1.4 млрд тонн.

Большая часть пришлась на долю полной загрузки (в этом случае заказчик оплачивает маршрут или аренду транспортного средства целиком). Порядка 20% рынка — сегмент сборных грузов. Еще около 10% приходится на долю негабаритных, сверхтяжелых и опасных грузов.

Один из самых динамично развивающихся сегментов — сборные грузы. В этом случае в одной машине на маршруте перевозятся товары разных получателей. По информации участников рынка, в 2020 году объем таких перевозок увеличился на 2%.

«Малые и средние компании проявили себя очень неплохо в период пандемии, когда все в интернете стали приобретать. Что такое транспортировка интернет-заказов? Это сборные грузы. Большая часть таких сборных грузов пришлась на малые компании, на их автомобильный транспорт», — рассказывает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Дорогая солярка

По словам омского грузоперевозчика Ивана Данилко, региональный транспортный рынок в прошлом году не почувствовал спада. В 2021 году также фиксируется рост оборота, однако есть сильная просадка по чистой прибыли. Предприниматель объясняет это резко возросшими текущими расходами: на топливо, техническое обслуживание и ремонт грузовиков.

«Сейчас литр солярки стоит 51 рубль. Колеса очень сильно подорожали, масла, запчасти. А вот фрахты наши выросли процентов на 5—10. Выкручиваемся за счет экономии. Экономим на всем. По регламенту масло в коробке надо менять каждые 200—250 тыс км, а мы начинаем менять каждые 400 тыс км. Начинаем покупать более дешевые, не оригинальные запчасти, которые имеют более низкий ресурс. Если мы оригинальную запчасть ставим, она на 3—5 лет, если дешевый дубликат, его хватает на год, максимум полтора», — рассказывает предприниматель.

Еще одна трудность — рост дебиторской задолженности: грузоотправители часто стали задерживать оплату транспортных услуг.

«Плохо стали платить заказчики. У компаний, с которыми мы раньше работали, начинаются проблемы. Они нам должны и подолгу не рассчитываются. С момента выгрузки автомобиля мы видим деньги в лучшем случае через месяц, а иногда до трех месяцев ждем платеж. Когда мы спрашиваем, где деньги, порой выясняется, что фирма обанкротилась. Много стало таких организаций — мы им привезли груз, прошел срок оплаты, они два месяца выдерживают, а потом по чуть-чуть, по 10% от фрахта начинают выплачивать. Вроде и в суд не пойдешь, и денег нет», — отметил Иван Данилко.

Старые грузовики

Одной из наиболее актуальных проблем для российских грузоперевозчиков является обновление подвижного состава. Финансовых средств, выделяемых государством, не хватает для всех желающих обновить парк. Льготные кредиты на технику получают наименее рисковые грузоперевозчики, которые транспортируют собственные грузы или имеют внушительный парк автомобилей.

По мнению председателя ТПП РФ Сергея Катырина, сегодня необходимо изменить подход в оказании помощи бизнесу — сделать так, чтобы поддержка доходила и до малых грузоперевозчиков.

«Одно из наших предложений, которые сформулировала Торгово-промышленная палата — это создать специальную лизинговую программу обновления для малых и средних компаний. Мы полагаем, что здесь должны быть дополнительные критерии. Это платежеспособность перевозчика, его надежность с точки зрения того, как он платил налоги в предшествующие периоды, что он зарплату платит «в белую», — отмечает глава ТПП РФ.

Непрозрачность рынка

Еще одна из проблем отрасли грузоперевозок — непрозрачность. По некоторым оценкам, от 40% до 60% этого рынка располагается в серой зоне. В прошлом году в качестве эксперимента для крупных перевозчиков была введена система электронных накладных. В ТПП РФ полагают, что данный механизм приведет к обелению рынка.

«Это эксперимент. Он себя зарекомендовал позитивно. Естественно, он будет внедрен в обязательном порядке. Всех заставят таким образом оформлять документы. Все прозрачно. Налоговая служба может посмотреть — вот они, путевые листы, значит должна быть начислена вот такая зарплата. Никто ни в какие серые схемы не пойдет. И по грузам видно, кто, куда поставлял и какой товар», — сказал президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Участники отрасли поддерживают большинство инициатив российского правительства по выводу из тени транспортного рынка. При том, что большая часть из 3.5 млн грузовиков, зарегистрированных в РФ, принадлежит индивидуальным предпринимателям и частным лицам. Они не прочь соблюдать правила, но хотят получить доступ к программам господдержки наравне с крупными грузоперевозчиками.

"