По словам эксперта, сейчас участились случаи, когда банки одобряют кредит под очень высокий процент. К примеру, если в рекламном объявлении стоит цифра 8-9% без залога, то по факту клиенту с чистой кредитной историей одобрят кредит под 31%. Или по телефону консультант финансового учреждения рассказывает про кредит наличными на особых условиях под 10,21%. Но в договоре, который позже предлагают подписать, оказывается уже совсем другая цифра - 17%.
Однако некоторые банки могут все-таки предложить договор с привлекательным процентом, который фигурирует в рекламе, но при этом там же будет вписана страховка. Василий Колташов рассказывает, что, по всей видимости, у сотрудников некоторых банков есть план по продажам страховок при оформлении кредита. В данных случаях клиенту сообщают, что страховка обязательна, при отказе в ее оформлении автоматически вырастет кредитная ставка.
В другом случае банки идут на хитрость, называя в своей рекламе или на сайте самую низкую процентную ставку из предлагаемого диапазона, к примеру 5,9%.
"На странице подачи онлайн-заявки - еще чудеснее: "Снижаем ставку до 3,9%". И только в самом низу страницы мелким бледно-серым шрифтом указан диапазон ставок - от 5,9 до 19,9%. Клиент подает заявку, далее следует звонок от сотрудника банка, который объясняет, что в первый год ставка составит 17,9%", - рассказывает экономист.
Он также поясняет, что на самом деле реальные ставки во всех крупных банках находятся в примерно одинаковом и довольно узком диапазоне. Однако за клиентов банки иногда борются по-разному, имея конкурентные преимущества, такие как надежность, большая сеть доступных филиалов и онлайн-оформление кредита в несколько кликов.
Чтобы не попасться в такие ловушки, Василий Колташов советует внимательно изучать договор, в котором должен быть прописан полный диапазон ставок с четкими условиями. Согласно требованиям Центробанка, в правом верхнем углу кредитного договора должна быть указана полная стоимость кредита с учетом всех комиссий и дополнительных условий.
“В договоре не должна идти речь о каких-либо дополнительных комиссиях. Страховка, безусловно, очень полезна, но целиком и полностью является добровольным выбором клиента и никак не влияет на условия кредита. Еще один важный момент - обслуживание кредита. Клиентоориентированные организации, включая банки, отличаются от прочих тем, что заботятся о своих клиентах и после продажи им продукта. Заемщик должен иметь возможность дистанционно погасить кредит, в том числе досрочно, и в любой момент изменить дату ежемесячного платежа”, - поясняет эксперт.