Posted 22 июня 2021,, 04:23

Published 22 июня 2021,, 04:23

Modified 23 февраля 2022,, 15:56

Updated 23 февраля 2022,, 15:56

Разделенный мусор. Что мешает в Омске массово сортировать отходы

22 июня 2021, 04:23
Переработчики пластмасс предложили штрафовать управляющие компании на территориях обслуживания которых не организован раздельный сбор мусора. Поможет ли штрафное «стимулирование», когда в Омске нет соответствующей инфраструктуры? И почему омские власти и региональный оператор не торопятся вводить раздельный сбор ТКО?

Город55 разбирался в мусорной проблеме.

Экологическая инициатива

В середине июня Союз переработчиков пластмасс (СПП, некоммерческая организация, объединяющая компании — производители пластмассовых изделий) направил в адрес вице-премьера правительства РФ Виктории Абрамченко письмо, в котором предложил ввести ответственность для нарушителей режима сбора мусора.

Как следует из документа, производители пластиковых товаров считают необходимым ввести штрафы для управляющих компаний (УК), на территории обслуживания которых не ведется раздельный сбор биологического и неорганического мусора.

«Союз разработал подробные рекомендации по организации системы сбора и утилизации разовой посуды и упаковки, в том числе СПП предлагает рассмотреть ответственность ТСЖ либо управляющих компаний за нарушение раздельного сбора мусора, которое выражается в смешении органических и неорганических отходов», — говорится в письме.

Размер наказания еще предлагается обсудить с участниками отрасли. Но, по предварительным расчетам, размер санкции за одно нарушение может составить около 300 тысяч рублей. федеральные чиновники на инициативу СПП пока не ответили.

Раздельному сбору в Омске быть

Тем временем омские чиновники вполне определенно говорят, что к концу этого года в регионе обязательно появится раздельный сбор мусор (добавим, ранее называлось начало 2021 года, но реализации планов помешала коронавирусная инфекция).

Соответствующие правовые основания заложены приказом регионального минприроды от 14 февраля 2020 года № 11 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области».

Согласно документу, при организации раздельного накопления ТКО на территории Омской области будет использоваться двухконтейнерная система. Каждая из емкостей только под определенный вид отходов. Контейнеры зеленого, черного или синего цвета — под смешанные отходы. Желтого цвета — под «сухие» отходы.

Как пояснили Городу в минприроды, в 2020 году из областного бюджета муниципалитетам выделены финансовые средства на приобретение контейнеров с различной цветовой индикацией. Уже приобретено 1342 контейнера желтого цвета для раздельного сбора.

Сколько еще требуется контейнеров, в ведомстве не сообщили. Все упирается в деньги, которые чиновники рассчитывают получить из федерального центра.

«В настоящее время минприроды Омской области готовит пакет документов для участия в отборе для получения субсидии из федерального бюджета в 2022 году на осуществление закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО.

Дата перехода на раздельный сбор ТКО, согласно Приказу № 11, запланирована на 1 декабря 2021 года», — сообщили в региональном минприроды.

Инфраструктурная задача

Что касается инфраструктуры раздельного сбора мусора, то это вообще особый вопрос. На федеральном уровне рассчитывают к 2030 году внедрить в РФ систему, при которой половина всех отходов будет возвращаться в оборот. Планируется создать полноценную систему разделения ТКО и построить новые мощности по переработке.

Омские эксперты довольно осторожно высказываются о реализации планов по раздельному сбору ТКО на территории региона, обращая внимание на финансовую сторону реформы. При переходе на новую схему должно быть два отдельных мусоровоза и два контейнера. Цена нового автомобиля для транспортировки ТКО сегодня начинается от 6 млн рублей, а мусорного контейнера — от 17 тысяч рублей. Эти суммы неизбежно будут заложены в тариф.

«Вроде бы все хорошо и красиво и экологи за этот раздельный сбор, но я не могу не отметить того, что на сегодняшнем уровне развития системы мусорного сбора, накопления и переработки это ляжет тяжелым бременем либо на бюджет, либо на население и юридические лица», — отмечает эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачев.

Омский эколог Сергей Костарев полагает, что в Омской области вовсе не с того начали, пытаясь вводить раздельный сбор ТКО. Первым шагом должен быть переход с нормативной оплаты вывоза мусора на оплату по факту, и только после этого уже можно начинать этап организации мест для раздельного сбора и закупки контейнеров — создание инфраструктуры для раздельного сбора.

«Люди должны платить за объем собранного мусора, а не по тарифу. Плата по тарифу не стимулирует никого. Она стимулирует регоператора, чтобы мы выкидывали как можно больше мусора», — говорит эколог.

Штрафы не помогут

В отношении «стимулирования» раздельного сбора мусора путем штрафования управляющих компаний у омских экспертов однозначное мнение: это не будет эффективной мерой. Сергей Костарев убежден, что УК здесь ни при чем, а основная доля ответственности лежит на регоператоре.

«У нас за организацию отходов отвечает регоператор „Магнит“. Они, когда пришли в Омск, не просто говорили о раздельном сборе мусора, они обязались это сделать (организовать раздельный сбор мусора) и подписали соответствующий документ, но ничего не сделали. И никаких санкций в отношении них не было», — сказал эколог.

Совладелец ряда управляющих компаний Александр Лихачев говорит, что наказание УК за отсутствие инфраструктуры для раздельного сбора противоречит действующему федеральному законодательству.

«Введение раздельного сбора мусора отдано регионам. Регион сам будет решать, вводить ему или не вводить. Во-вторых, тогда надо вносить изменения во все постановления — что должна делать УК. Третье: по закону все должны быть равны. Тогда должен быть штраф и для администрации, что они не могут поставить контейнеры», — говорит эксперт.

***

В конце мая на Невском международном экологическом конгрессе вице-премьер Виктория Абрамченко заявила о том, что в правительстве готовится законопроект о запрете использовать неперерабытываемые материалы (в первую очередь изделия из пластика) и создании раздельной системы сбора мусора.

Понятно желание правительства таким образом сократить количество мусора, вывозимого на полигоны. Но не ясна финансовая составляющая мусорной трансформации.

Регионам самостоятельно не потянуть создание инфраструктуры. Сейчас обсуждается программа формирования контейнерного парка. Что получит Омск — никто не знает.

С высокой долей вероятности можно предположить, что планам омского минприроды по запуску в регионе раздельного сбора мусора 1 декабря не суждено сбыться. Вряд ли к этому времени удастся создать всю инфраструктурную цепочку.

Дополнительная трудность заключается в том, что законодательная база по раздельному сбору мусора сформулирована расплывчато, в рекомендательной форме.

К примеру, сегодня на федеральном уровне не урегулирован вопрос платы за сдачу разделенного мусора. Представляется логичным, что, если омский регоператор «Магнит» будет продавать готовое вторсырье, то с населения не должны брать денег за такой мусор (а может, даже должны доплачивать) или, если и брать, то с каким-то понижающим коэффициентом. Но ничего подобного в законодательстве нет.

Отдельная тема — культура раздельного сбора мусора. У большинства омичей нет подобного опыта. Будут ли они при отсутствии стимулирующих инструментов раскладывать отходы по контейнерам или продолжат все валить в одну кучу — тоже неизвестно. Впрочем, судя по экспериментам городских экологов, омичи быстро привыкают и начинают сортировать мусор.

"