Posted 16 мая 2021,, 05:00

Published 16 мая 2021,, 05:00

Modified 23 февраля 2022,, 16:07

Updated 23 февраля 2022,, 16:07

Строптивые цены. Почему в Омске дорожает продовольствие

Строптивые цены. Почему в Омске дорожает продовольствие

16 мая 2021, 05:00
Фото: Медиахолдинг1Mi
Повышение стоимости продуктов питания, похоже, стало неизбежностью. Реально ли остановить это? Каков рыночный арсенал инструментов для обуздания цен? И поможет ли в этом их заморозка, которую инициировало российское правительство? Город55 разбирался в проблеме.

Фактические данные

По последним данным Омскстата, в регионе продолжается рост цен на потребительском рынке. В апреле зафиксировано повышение среднего уровня цен на 1.1% по отношению к марту 2021 года.

Причем чемпионами по подорожанию стали именно продовольственные товары. Сильнее всего подскочила цена на плодоовощную продукцию. К примеру, свекла выросла в цене на 37.3%, огурцы — на 29.3%, картофель — на 18.6%, морковь — на 13.6%.

Менее заметными темпами (от 1.8% до 5.6%), но все-таки росли цены на куриные яйца, свинину и говядину, подсолнечное и сливочное масло, сахар.

Стоит отметить, что резкое повышение цен на продукты питания не является исключительно российской проблемой. По информации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), индекс продовольственных цен в мире растет уже 11 месяцев подряд и на сегодняшний день достиг максимально высокого значения с мая 2014 года. В наибольшей степени в мире подорожал именно сахар — на 60% за год, а также растительные масла, мясо, молочные продукты и зерновые культуры.

Причины роста

На минувшей неделе премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что одной из причин роста цен на социально значимые продукты в России стала жадность некоторых товаропроизводителей и торговых сетей.

По его словам, в погоне за прибылью предприниматели подняли внутренние цены вслед за мировыми. Однако у правительства есть инструменты для обуздания тех, кто наживается на ажиотажном спросе.

Между тем участники рынка и экономисты убеждены, что причины роста цен очень сложны и не имеют простого решения.

«Сказав, что мы жадные, премьер оскорбил всю отрасль, производителей и сетевиков. Объясняю это тем, что он выступал перед депутатами, а они любят такие определения. На самом деле никакой жадности нет. Мы живем в очень конкурентной среде.

До пандемии было определенное перепроизводство. Предложений было гораздо больше, чем спроса. Производители делали чуть больше, чем было необходимо рынку. И цены не росли только по этой причине. Прошлым летом баланс между спросом и предложением нарушился. Предприятия не работали, неурожай, плюс возросло общее потребление в мире. А Россия работает в рыночных условиях, и она, естественно, реагирует на это», — считает омский ритейлер Виктор Шкуренко.

По словам омского экономиста Олега Роя, период пандемии вызвал существенное сокращение доходов производителей, которые вполне ожидаемо сейчас рассчитывают компенсировать свои потери за счет повышения цен на продукцию. Однако объяснять рост цен жадностью товаропроизводителей не совсем верно, считает эксперт. Во всяком случае стремление побольше заработать не является определяющим фактором.

Главными причинами роста, по мнению эксперта, являются несамодостаточность отечественной экономики, ее существенная зависимость при производстве от импортного оборудования, ингредиентов, дорожающих на фоне устойчивого падения курса национальной валюты.

«Кроме того, в период пандемии Россия гораздо меньше других стран потратила на поддержку малого и среднего бизнеса (что-то около 1% от ВВП), тогда как ведущие страны потратили почти 20-40% от ВВП на помощь своим производителям. Там тоже произошло увеличение цен, но оно оказалось значительно меньше, чем у нас. Поэтому государство в России не имеет морального права взывать к совести отечественного производителя», — сказал экономист.

Ручное управление

С конца 2020 года в России сдерживаются цены на некоторые социально значимые продукты. В конце декабря на уровне правительства РФ принято решение зафиксировать цены на сахар и подсолнечное масло. Сначала цены заморозили до 1 апреля, потом продлили — на сахар до 1 июня, а на подсолнечное масло до 1 октября.

В Омской области с учетом регионального коэффициента цена на сахар-песок сегодня не должна превышать 49.27 рубля за килограмм, на подсолнечное масло — 117.5 рубля за литр.

Между тем экономисты полагают, что хороших административных способов борьбы с ростом цен не существует. Любой контроль, любая фиксация цены приводит к сокращению объемов производства и дефициту продукции.

Заморозка цен лишь оттягивает проблему на неопределенное время, но не решает задачу эффективного производства.

«В рамках нормальной рыночной экономики такого ручного управления никто в мире не применяет. У нас этот термин вошел в обиход в 2009 году. По сути, это способ тушить пожар в условиях, когда экономика болеет.

А в целом ручное управление, которое связано с рядом цен на жизненно важные товары, ничего хорошего не дает. Просто это попытка чиновников проявить свою активность», — сказал экономист Евгений Капогузов.

Неэффективным и ограниченным по срокам видят ручное регулирование и омские предприниматели. Они полагают, что у данного метода сдерживания цен нет перспектив. Такой способ имеет политический окрас, и ближе к концу сентября о заморозке цен перестанут вспоминать.

«Вице-премьер Белоусов проводил с нами, ритейлерами, планерки по зуму. Согласование шло месяц. После того, как мы договорились, что цена зафиксируется, еще месяц шли разборки: кто, кому, почем должен поставлять. В итоге сейчас сахара в ряде магазинов Омска нет. И не будет, потому что производители очень неохотно его отгружают. Мы выставляем сахар по фиксированной цене, он сметается. У сегодняшнего сдерживания роста цен есть политическая причина — предстоящие выборы в Госдуму. Вся суета связана только с этим. Надо до осени потерпеть, а потом они про это госрегулирование забудут», — отметил Виктор Шкуренко.

Рыночные методы

Колебания цен на продовольственном рынке, к сожалению, неизбежны. В минувшем году решающим фактором стала пандемия коронавируса, серьезное воздействие оказали и погодные условия в местах сельхозпроизводства.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным способом снижения цен является адресная целевая поддержка производителя, которая приводит к увеличению объемов выпускаемых товаров и услуг и, как следствие, корректировке цен. А также снижение барьеров при входе на рынки для предпринимателей.

На первый взгляд все выглядит просто. Однако в текущей структуре российской экономики, где продовольственный рынок контролируют крупные агрохолдинги, имеется масса бюрократических препон, очень трудно реализовывать рыночные механизмы снижения цен.

«В нынешних условиях необходимо снимать все ограничения с частных производителей, упрощать их возможности поставки своей продукции на региональные рынки, защищать их от незаконных поборов и излишнего контроля. В Омской области точно можно сдержать цены, если использовать реальные рыночные механизмы в поставке продовольствия на местные рынки», — считает Олег Рой.

Впрочем, есть еще один вариант действий по ограничению цен. Принимая во внимание российскую реальность, с высокой долей вероятности именно он и будет реализован.

«Надо забыть про эту ситуацию с ростом цен, закрыть глаза, и рынок сам все отрегулирует. Цена вырастет. Некоторое время она будет высокая, а потом, как с яйцами после Пасхи, все стабилизируется и цены пойдут вниз.

А если боитесь социального взрыва, выплатите людям деньги. Точечно выдавайте. В пандемию ведь платили, и при этом цены не росли», — говорит Виктор Шкуренко.

***

Надо понимать, что текущий рост цен на продовольствие — мировое явление, и бороться с ним можно только ростом внутренней конкуренции.

Заморозка цен ни к чему хорошему не приведет, а вызовет лишь сокращение количества товаров на полках магазинов. Единственный способ остановить рост цен — увеличить предложение на рынке.

А в кризисной ситуации, которая сейчас складывается с ценами, действенным способом видится запуск программы целевой поддержки малообеспеченного населения. Так называемых продуктовых карточек, программы льготной покупки продуктов питания для граждан с низкими доходами.

Кстати, такие программы существуют во многих странах мира. Что-то подобное несколько лет назад предлагал внедрить и наш Минпромторг. Но пока вся адресная помощь малообеспеченным остается на уровне инициатив, хотя реализация такой программы вкупе с поддержкой производителей наверняка позволили бы отказаться от неэффективного для экономики ручного регулирования цен.

"