Posted 7 марта 2021, 10:25
Published 7 марта 2021, 10:25
Modified 19 августа, 21:38
Updated 19 августа, 21:38
Предельный тариф
Историю мусорных перемен в Омской области можно изучить по нашему спецпроекту «Мусорная реформа в Омске, год спустя», где мы в деталях рассказали, что получилось и во что обошлась омичам реорганизация мусорного рынка. Как следствие первого года реформы — тариф на 2021 год с двукратным подорожанием услуги во втором полугодии.
Напомним, в конце декабря прошлого года Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Омской области на основании материалов, предоставленных региональным мусорным оператором «Магнит», установила предельный единый тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Принято решение, что с 1 января по 31 июня 2021 года тариф остается на уровне второй половины 2020 года и составит 4800.72 рублей за тонну. А во втором полугодии экономически обоснованная плата резко возрастает — до 8749.23 рублей за тонну мусора. В пересчете на граждан это 107 рублей с человека в Омске в первом полугодии и 195 рублей во втором полугодии.
Добавим, это экономически обоснованная плата. Фактические платежи — ниже. Как и в 2020 году, в текущем периоде РЭК установила для граждан льготный тариф, при котором увеличение платы для населения за услугу обращения с ТКО не превысит 7.6%.
Однако чудес не бывает: разница между экономически обоснованным и льготным тарифом будет возмещена регоператору из областного бюджета. А по сути, из кармана омичей, из тех налогов, которые платят граждане и предприятия.
Повод для роста
Сегодня видится несколько причин предстоящего роста мусорных платежей в Омской области. Один из них обусловлен тем обстоятельством, что в 2020 году по иску регоператора «Магнит» к ФАС России предписание антимонопольщиков о снижении тарифа было признано не соответствующим закону (напомним, летом 2019 года распоряжением ФАС России мусорный тариф в Омской области был снижен на 30.2%).
Суд восстановил изъятые 1.2 млрд рублей из базы необходимой валовой выручки «Магнита». Получилось, что проигрыш ФАС в суде аукнулся всем омичам. В течение ближайших трех лет данная сумма будет включена в тариф равными частями.
Другая причина — транспортная составляющая. Тариф на обращение с ТКО складывается из двух основных компонентов — норм накопления отходов и транспортных расходов на перевозку мусора. В Омском регионе на транспортную составляющую и так приходится более 90% тарифа. В 2021 году ситуацию с перевозкой мусора усугубило исключение из списка возможных мест накопления ТКО Кировской и Ленинской свалок.
«К сожалению, у нас территориальная схема обращения с отходами такова, что зачастую мусор возится на полигоны за 250 километров. Проблема обусловлена тем, что у нас нет вблизи Омска мест накопления отходов.
До 2023 года можно было включить в схему обращения с отходами Ленинскую и Кировскую свалку, но нам отказали в согласовании в Минприроды РФ. Соответственно, эти две большие свалки не включили в схему и из-за этого выросло транспортное плечо — основная составляющая тарифа. Так с 1 июля получилась огромная цифра за обращение с отходами», — рассказал депутат Заксобрания Омской области Игорь Попов.
Когда будут готовы замеры
На снижение тарифа мог бы оказать влияние пересчет нормы накопления отходов омичами. Однако данная процедура второй год затягивается. В 2019 и 2020 годах РЭК два раза заключала контракты с замерщиками мусорных отходов. Но из- за массы неточностей в замерах каждый раз расторгала договоренности с победителями аукционов на проведение замеров.
Сложность заключается в том, что для расчета новых нормативов требуется измерять объемы вырабатываемого омичами мусора на протяжении всех четырех времен года. На сегодняшний день РЭК получила результаты замеров только по трем сезонам. В августе 2020 года регулятор заключил госконтракт с НПП «Экоинжиниринг» и получил результаты летнего сезона. Позже эта же компания произвела осенние и зимние замеры.
Однако с весенними замерами вновь случилась заминка. 10 февраля 2021 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ, но заявок на него так и не поступило. На сегодняшний день РЭК направила документы для открытия повторного аукциона.
Времени осталось совсем немного. Планируется, что весенние замеры пройдут в период с 15 по 31 мая 2021 года. Если это случится, то есть вероятность, что новый норматив начнет действовать уже осенью этого года. В случае срыва замеров его ведение сдвинется на 2023 год.
«После проведения замеров в весенний сезон 2021 года и предоставления организацией, с которой будет заключен государственный контракт на выполнение работ по проведению замеров отходов в весенний сезон 2021 года, отчета о выполнении работ приемочной комиссией РЭК Омской области будет проведена проверка представленных документов и рассмотрен вопрос о принятии полученных результатов.
Выполненный на основании результатов проведенных замеров расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением правительства РФ подлежит направлению на согласование российскому экологическому оператору. Таким образом, новые нормативы накопления ТКО планируется утвердить не раньше августа 2021 года»,
— сказала Городу55 заместитель председателя РЭК Омской области Юлия Грекова.
Будет ли норматив ниже и насколько, регулятор не сообщает. По словам Юлии Грековой, сегодня при расчете предельного тарифа они используют нормативы, определенные методическим указанием ФАС России от 2016 года.
«В связи с отсутствием фактических данных по массе мусора за последний год и динамике образования ТКО за последние три года масса и объем мусора на 2021 год приняты в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной региональным минприроды», — добавила она.
В данном случае РЭК Омской области действует согласно правилам. Рост тарифа без проведенных замеров мусора можно эмоционально воспринимать как несправедливость. Дополнительное негодование вызывает тот факт, что получить компенсацию в случае установления переплаты после проведения замеров невозможно. Однако по закону к регулятору, судя по всему, не придраться.
Ошеломляющие цифры
Отдельная история — платежи за ТКО для бизнеса. Ранее Город55 уже рассказывал о «космических цифрах за мусор» и многочисленных исках регоператора «Магнит» к омским предпринимателям.
По бизнесу мусорная реформа ударила еще сильнее, чем по населению. За небольшой промежуток времени, начиная с 2019 года, стоимость услуги обращения с ТКО выросла для них в среднем в 6.5 раза, примерно с 200 до 1305 рублей за кубометр мусора. При этом во второй половине 2021 года рост тарифа составит 100%.
«Понятно, что это беспрецедентные, ошеломляющие цифры, достойные внимания правительства региона. Исходя из объяснений руководителя «Магнита», рост тарифа связан с изменением логистической составляющей, а она, в свою очередь, — с корректировкой терсхемы, несовершенной на момент заключения договора с регоператором. Почему коммерческая организация вступала в договорные отношения в публичной плоскости без хеджирования рисков изменения властями логистики и почему вообще реформа начиналась без достаточной проработки этой темы? Вопросы, наверное, риторические.
Бизнес не сможет платить такие деньги — это видно сегодня по проценту уклонистов и неплательщиков, а с июля ситуация усугубится. В отличие от населения, сплошное субсидирование бизнеса не вписывается в рамки законодательства. А, значит наша РЭК, мягко говоря, перестаралась, сталкивая лбами бизнес и власть»,
— считает совладелец группы компаний «Музыка и кино» Денис Кошель.
По его словам, на последней встрече с руководством регоператора в Союзе предпринимателей им четко сказали, что июльское повышение не последнее — в конце года будет новое решение регулятора.
«Для понимания приведу данные, насколько уже выросла плата за мусор для бизнеса с 2019 года. Средний торговый центр — с 15-18 тысяч до 117-130 тысяч в месяц. Одно известное производство продуктов питания — с 218 до 886 тысяч в месяц. Рестораны — с 8 до 48 тысяч. И это с учетом мероприятий по повышению эффективности и экономии», — говорит предприниматель.
***
Резкий рост тарифов во втором полугодии 2021 года — это следствие ранее заложенных ошибок. В омском правительстве, судя по всему, осознают необходимость какого-то решения по мусорной тарифной ставке.
Как стало известно Городу55, данный вопрос включен в повестку заседания ближайшего оперативного штаба по вопросам мониторинга рисков возникновения проблем в экономике и принятия мер для стабилизации экономической ситуации.
Кроме того, омскими сложностями с мусорным тарифом вновь заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба России. Антимонопольщики намереваются разобраться в причинах резкого роста мусорных тарифов во второй половине 2021 года в Омской области.
«ФАС России уже направила соответствующие запросы в региональные органы тарифного регулирования для выяснения причин такого повышения. В настоящий момент ФАС анализирует полученные сведения и при обнаружении нарушений в ходе установления тарифа служба примет меры реагирования», — сообщили Городу55 в ФАС России.