Posted 28 февраля 2021,, 06:45

Published 28 февраля 2021,, 06:45

Modified 23 февраля 2022,, 15:16

Updated 23 февраля 2022,, 15:16

«Это будет коллапс». Реформа техосмотра в Омске будет невозможна без роста тарифов

«Это будет коллапс». Реформа техосмотра в Омске будет невозможна без роста тарифов

28 февраля 2021, 06:45
Фото: Медиахолдинг1Mi
В стране грядут изменения правил прохождения техосмотра автомобилей. По некоторым оценкам, около половины омских автомобилистов до сих пор проходят его у «левых» операторов. В ходе реализации реформы ожидается дефицит легальных пунктов ТО, очереди и рост стоимости получения диагностической карты в пять-шесть раз.

Хронология событий

История с изменением правил технического осмотра (ТО) транспортных средств (ТС) в России длится уже около трех лет. В мае 2019 года Госдума РФ утвердила в окончательном варианте поправки, регламентирующие порядок проведения ТО.

Согласно принятым изменениям, операторы ТО должны будут фиксировать процесс осмотра автомобиля на фото с последующей передачей изображений в базу данных (с указанием координат местонахождения автомобиля, временем начала и окончания ТО). Там же, в информационной системе, разместят электронную диагностическую карту, которая будет заполняться по результатам прохождения ТО. Допуск к базе данных будет у сотрудников ГИБДД и страховых компаний.

Главная цель нововведений — уничтожить «серый» рынок диагностических карт, которые продаются через интернет без всякого-ТО, и дать возможность развиваться цивилизованному, регулируемому рынку техосмотра. Тогда было решено, что новые поправки вступят в силу через год после опубликования (летом 2020 года), чтобы у участников процесса был запас времени на подготовку.

Спустя полгода после принятия поправок Госдумой стало понятно, что легко перейти на новые правила ТО вряд ли получится даже через год. Тревогу забил Центробанк России, куратор рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

По мнению банковских экспертов, вступление в действие поправок в закон о ТО может вылиться в кризис на рынке ОСАГО (получить полис нельзя без диагностической карты). Дело в том, что все операторы ТО должны пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации и представить в Российский союз автостраховщиков (РСА) документы, доказывающие выполнение этих требований. Законодательная особенность заключается в том, что оценка соответствия оператора требованиям аккредитации проводится только в форме выездной проверки специалистами РСА по месту нахождения пунктов ТО. А это в масштабах страны требует много времени и денег.

Пандемия коронавируса и последовавшие за этим ограничения экономической деятельности добавили своих сложностей. В правительстве РФ пришли к выводу о необходимости переноса запуска реформы ТО на весну 2021 года.

Однако в последние дни февраля этого года власти вновь принимают решение отложить вступление в силу поправок в закон о ТО. По некоторым данным, на сегодня примерно половина аккредитованных ранее операторов ТО в стране не смогли подтвердить готовность работать по новым правилам с 1 марта.

Омская реальность

По данным УГИБДД УМВД России по Омской области, на сегодняшний день на территории региона официально зарегистрировано 90 пунктов технического осмотра транспортных средств. Участники рынка ТО полагают, что из них реально действующих около двух-трех десятков.

«В прошлом году закон не вступил в силу по той простой причине, что это технически не реализуемо. Советскую форму прохождения ТО разрушили, а нового ничего не создали. Я мониторил рынок омских пунктов ТО. Ситуация такова, что у нас зарегистрировано определенное количество пунктов, получивших аттестацию, но тех, которые физически работают и могут принять машину, чуть больше десятка в Омске и в области штуки четыре. У нас в Омской области зарегистрировано более миллиона машин разных категорий. Пропускная способность пункта ТО по законопроекту — 16 машин в день.

Тут чистая математика. Это будет коллапс. Никаких пунктов ТО не хватит. Надо будет записываться за полтора года, чтобы оформить ТО»,

— говорит руководитель «ABCDE-Центр техосмотра и страхования» Иван Гейнц.

Сколько пунктов ТО в регионе останется после введения новых правил, сегодня сказать никто не берется. Помимо внедрения фотофиксации новый регламент определяет ряд новых технических требований к помещениям станций. Их исполнить зачастую не представляется возможным.

«Если у тебя ворота по ширине меньше 3.5 метра, то ты уже не можешь проводить ТО грузовиков, фур, автобусов. Хотя машины свободно проходят, любая фура с открытыми зеркалами. Смотровая канава должна быть длиннее, чем была в предыдущих требованиях. Ширина бокса должна быть не меньше 6 метров. А у нас стандартная плита перекрытия в советское время была 6 метров. Стена, штукатурка — получается уже на несколько сантиметров, и этот бокс уже не подходит. Изменить это невозможно — люди откажутся от аккредитации», — рассказывает директор ООО «Омская городская служба аварийных комиссаров» Юрий Юренко.

Также требования касаются инженерных коммуникаций боксов — наличия вытяжки и туалетов. Что касается последнего пункта, то в северных районах Омской области теплых туалетов нет даже в некоторых государственных учреждениях, чего уж говорить о станциях техосмотра.

«Я езжу от нашего региона. Участвую во всех мероприятиях РСА. Мы объясняем: «Хорошо, надо туалеты — поставим био в боксах». Но биотуалет не прописан в новых правилах.

Минтранс пообещал переписать. С 1 сентября биотуалеты скорее всего разрешат. Вот такой сумбур», — говорит Юрий Юренко.

Рост цены неизбежен

Еще одна тема, которую поднимают омские операторы техосмотра, — расценки на проведение ТО, которые не менялись на протяжении нескольких лет. Тарифы в регионе рассчитывает РЭК Омской области. К примеру, сегодняшняя плата для легкового транспорта составляет 376 рублей. По словам экспертов, такая цена подталкивает к тому, чтобы не проводить реального ТО.

«Установленная РЭК Омской области стоимость ТО (по новым правилам осматривать легковой автомобиль надо в течение 30 минут по десяткам позиций) — это утопия. Насколько я знаю, антимонопольный комитет уже разработал методику, согласно которой стоимость ТО в среднем вырастет от полутора до двух тысяч рублей. В ближайшее время рекомендация о ее применении должна быть спущена в регионы. Я думаю у нас в области категории „В“ будет стоить не менее 1.5 тысяч рублей», — считает Юрий Юренко.

То, что показатели рентабельности бизнеса на техосмотрах при нынешних расценках находятся в отрицательной области, подтверждает и руководитель «ABCDE-Центр техосмотра и страхования». По словам Ивана Гейнца, пункты ТО на этом ничего не зарабатывают, зачастую работая даже в убыток. Отбивают затраты лишь за счет того, что «можно зацепить клиента какими-то дополнительными работами» по ремонту автомобиля.

«Я разговаривал с владельцем аттестованного пункта ТО. Он мне прямым текстом сказал: мне неинтересно вкладывать деньги в оборудование по фотофиксации, потому что оно будет отбиваться лет восемь. Этот бизнес сегодня не приносит денег. Чтобы предприниматели начали шевелиться, цену на техосмотр надо будет дико взвинтить»,

— считает эксперт.

Экономический вопрос

Цели перестройки системы ТО понятны. Новые меры должны помочь в борьбе с фальшивыми диагностическими картами и повысить безопасность транспортных средств.

По некоторым подсчетам, сегодня в Омской области не менее половины всех автомобилистов приобретают диагностическую карту как обязательную услугу к полису ОСАГО, без проведения техосмотра. В каком техническом состоянии эти автомобили — неизвестно.

Никто не отрицает, что «серый» рынок диагностики автомобилей необходимо ликвидировать, однако остаются вопросы о сроках реализации реформы. В правительстве РФ, похоже, признали проблему и перенесли введение нового порядка техосмотра на 1 октября 2021 года.

Впрочем, омские участники рынка ТО сомневаются, что данная отсрочка сильно поможет. Ведь она не решает вопросы дефицита официальных пунктов ТО в регионе, недостатка технических экспертов для полноценной диагностики всех транспортных средств в регионе и, наконец, низкой рентабельности бизнеса ТО.

Общий вывод таков, что экономическая составляющая реформы абсолютно не просчитана.

"