Posted 22 февраля 2021, 05:41
Published 22 февраля 2021, 05:41
Modified 19 августа, 21:34
Updated 19 августа, 21:34
Новости о том, что Омская епархия намерена вырубить деревья под строительство храма, появились 10 февраля 2021 года. При этом данную информацию не афишировали. О грядущем строительстве стало известно из протокола комиссии мэрии Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе, согласовавшей вырубку 30 деревьев в сквере Молодоженов. Снос такого количества зеленых насаждений необходимо было компенсировать. Оценили три десятка деревьев в 206.3 тыс рублей.
Несмотря на то, что члены комиссии одобрили вырубку, вопрос отложили на неделю. Вернулись к нему 17 февраля, тогда же и было принято окончательное решение. Правда, количество деревьев, подлежащих сносу, было уменьшено до семи. Еще три решено было просто пересадить с сохранением корневой системы. В этот же день представители епархии сообщили Городу55, что строительство храма начнется уже в апреле 2021 года. Чуть позже священнослужители, вероятно, обеспокоенные реакцией общественности, объявили: сноса не будет, все деревья, попавшие в зону застройки, планируется пересадить, при этом в сквере летом будет высажено дополнительно более 150 зеленых насаждений.
Как же в сквере появилась зона для застройки? Оказывается, земельный участок 55:36:050206:18477 был передан в собственность Омской епархии еще 6 декабря 2017 года. В этот же день был создан и другой земельный участок 55:36:50206:18478, который представляет собой все оставшиеся земли сквера Молодоженов. Номера отличаются лишь на единицу, что может значить лишь одно — они были созданы из одного большого земельного участка. Даже если посмотреть на скриншот карты, станет понятно, что эти участки раньше, судя по всему, были единым целым. Отсюда вывод - вид разрешенного использования земли, где будет возведен храм, изменили намеренно.
Показательна в этом плане и кадастровая стоимость земель в парке. На всей территории (участки 55:36:050206:18477 и 55:36:50206:18478) квадратный метр земли стоит всего 9 копеек. Зато один метр участка 55:36:50206:3054 стоит уже 2.5 тыс рублей. Интересно, что при этом в сервисе 2Gis вся эта земля обозначена как сквер Молодоженов.
Чертова дюжина
Справедливости ради стоит сказать, что строительство храма на бывших землях парка начали обсуждали еще в сентябре 2019 года. Тогда в помещениях молодежной библиотеки им. Пушкина в Омске состоялась встреча благочинного Покровского округа протоиерея Николая Бая и его помощников с представителями разных организаций. По данным пресс-службы Омской епархии, обсуждение было долгим и всеобъемлющим.
«Присутствовали администрация округа, директор ЗАГСа, находящегося рядом со сквером. Высказали свое мнение представители общественных организаций КТОЗС. Не остались равнодушными и безучастными представители образования: студенты, ученики, педагоги и воспитатели учебных заведений, расположенных рядом со сквером, которые пришли на эту встречу. Свою точку зрения по этому вопросу озвучили и жители близлежащих домов, которым небезразлична судьба округа», — отмечается на сайте епархии.
К новости прикреплен фотоотчет о прошедшем мероприятии. В кадре можно увидеть 13 человек, собравшихся за столом. Одним из них оказался депутат Омского городского Совета Алексей Сокин (на фото справа в коричневой рубашке поло).
Отметим, что сквер Молодоженов располагается на территории избирательного округа № 8. По нему и избрался в Омский городской Совет Алексей Сокин. Сам он не скрывает того, что поддерживает строительство храма.
«Земельный участок принадлежит Омской епархии, у нее есть права на эту территорию. Это предложение звучало и пять лет назад, было несколько обсуждений. За что мы взялись, такую работу мы и ведем. Отдельная задача епархии — выработать с округом решения на местах, чтобы всем было хорошо. Думаю, что много выступающих за строительство. Чем больше веры в сердце, тем больше блага в голове», — отметил депутат.
Город55 не отрицает - все доказательства свидетельствуют о том, что обсуждение проекта застройки сквера Молодоженов проводилось минимум трижды. Правда, ни СМИ, ни общественники на них почему-то не попали. Сами же встречи были малочисленными и проводились, вероятно, без привлечения всех заинтересованных сторон. Возможно, именно поэтому проекту удалось пройти согласование, не попав в поле зрения журналистов.
Воля первого губернатора
Впрочем, эта ситуация далеко не единственная. В последнее время стремление построить в Омске религиозный объект оборачивается если не скандалом, то бурным обсуждением точно. Так, в 2017 году первый губернатор Омской области выдвинул инициативу убрать памятник Ленину из центра города и воздвигнуть на его месте собор Святого Илии Пророка. Однако не все омичи поддержали эту идею. Вопрос о строительстве религиозного объекта впоследствии неоднократно поднимался вплоть до 2018 года. В феврале 2019 года экс-губернатор дал старт работам по проектированию собора Святого Илии Пророка. Сегодня собор существует лишь на бумаге. Появилась версия, что в какой-то момент Полежаев остался без помощи митрополита Омского и Таврического Владимира, общественности и экспертов.
Разработка проекта храма, как и его обсуждение, сопровождалась громкими скандалами. Сначала областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры сообщило о накрутке голосов во время голосования за судьбу памятника Ленину, располагающегося на месте, где планировалась постройка храма.
Против выступали и некоторые омские архитекторы, которые назвали проект «градостроительным анекдотом». Но больше всего омичей, судя по всему, возмутил не сам проект храма, а поведение экс-главы региона Полежаева. Так, во время публичных слушаний, посвященных обсуждению проекта, экс-губренатор задал присутствующим вопрос: если не считать Ильинский собор историческим памятником, то что тогда им считать?
— Метро! Разрушенные омские предприятия! Федоровку! — начали доноситься из зала выкрики и смех.
— Вам ответить нечего, — не замечая выкриков, продолжил экс-губернатор. — Все исторические памятники в Омске созданы при моем участии, моей волей. Я имею право говорить дольше других.
О распрях между епархией и фондом «Духовное наследие» (принадлежит Леониду Полежаеву) рассказал митрополит Омский и Таврический Владимир. Он заявил, что храм необходим, но сам он проекта не видел, потому что Полежаев не согласовывал его с ним.
«Проект в фонде „Духовное наследие“ мне не показывали, не знаю почему. Они еще на меня обижаются, мол, что я им не помогаю в этом деле. Я-то не против строительства, просто считаю, что построить его надо в мире. А если мы начнем ругаться, то что из этого выйдет? Коммунисты тоже люди, тут еще вопрос, кто из нас честнее — мы или коммунисты», — цитировал в 2019 году Владыку БК55.
Хуже всех, по версии корреспондента Города55, показал себя на слушаниях вице-спикер Омского городского Совета Андрей Ткачук (давний политический оппонент Полежаева). Будучи глубоко религиозным человеком, Ткачук не сдержался и заявил о том, что некоторые люди выполняют «бесовскую работу», потому он призвал их «победить в себе бесов».
В итоге проект храма Святого Илии Пророка на какое-то время оказался забыт. Но Леонид Полежаев, судя по всему, не оставил надежду построить его. Мало того, первый губернатор Омской области считает, что ничего другого, пока не появится этот религиозный объект, строить нельзя.
«Я считаю, что пока не будет восстановлен храм Святого Ильи Пророка, покровителя города Омска, никакое другое строительство невозможно. Нельзя презреть историческое и культурное наследие Омска. Больше мне по этой ситуации комментировать нечего», — сказал экс-губернатор в беседе с Городом55.
Раньше было лучше
Самый удачный за последнее время пример постройки храма в городе — Воскресенский собор у Омской крепости. Но даже в этом случае общественные активисты и архитекторы, в том числе замглавы местного Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов, возмущались тем, что фактически храм строится не в историческом месте, не на фундаменте первого храма, а только рядом с этим место. Несмотря на возмущения, в 2016 году храм был открыт, причем лично министром культуры РФ Владимиром Мединским.
Зато в том же 2017 году без каких-либо возмущений был открыт другой православный объект — храм Святого Архангела Михаила. Оказалось, что, если верующие хотят поставить церковь не в сквере или на месте памятника, люди протестовать против этого не будут. Поэтому открытие прошло практически незамеченным не только для общественности, но и для омских СМИ.
Ранее же в центре города были предприняты две неудачные попытки строительства культового сооружения. Сначала в 2014 году властями планировалась постройка «церкви примирения» на территории Старозагородной рощи. По словам возглавлявшего на тот момент департамент архитектуры Анатолия Тиля, в последующие годы готовилась стройка порядка 80 новых часовен, храмов и церквей.
Однако общественные протесты оказались настолько сильны, что даже выделение Епархии земли под застройку не привело к началу работ. Депутаты Омского городского Совета, подписавшие документ о выделении земельного участка, согласились с общественностью и вернули кусок рощи городским властям.
Год спустя Епархия попыталась зайти на землю «Областного дендрологического сада им. Г. И. Гензе». Часовню Георгия Победоносца там тоже в итоге не построили — случившийся на публичных слушаниях по одобрению инициативы скандал оказался настолько сильным, что закладку первого камня в фундамент храма исключили из списка приуроченных к 300-летию Омска мероприятий.
Почти ко всем этим проектам (помимо храма в честь Святого Архангела Михаила), был так или иначе причастен экс-губернатор Леонид Полежаев. Однако лишенный власти в 2012 году бывший глава региона не смог задействовать свой политический вес, поэтому в центре города со времен строительства в 2007 году архитектурной доминанты Соборной площади — Успенского собора — больших церквей или храмов не появилось.
Заключение
Скорее всего, основная причина возмущения омичей по поводу строительства того или иного культового сооружения — отсутствие возможности высказать свое мнение и быть услышанными. Вероятно, проект храма в сквере Молодоженов вызвал гнев общественности по большей части потому, что людей просто никто не спросил — нужен им этот храм, или нет.
В этом плане показательна реакция людей и на главного лоббиста строительства церквей в городе — экс-губернатора Леонида Полежаева. Зачастую у омичей вызывают отторжение его слова, поскольку в них все чаще слышится, что важно не мнение оппонентов, а лишь собственная идея возведения культового сооружения.
Другой не менее важный момент заключается в том, что Епархия и лоббисты строительства храмов, судя по всему, прицельно пытаются занять общественные территории — скверы и парки. Именно это, вероятно, и вызывает раздражение. Многим омичам просто не нравится строительство в зеленых зонах, земли которых то и дело меняют вид разрешенного использования. Горожане с равной неприязнью относятся к идеям воздвигнуть храм в сквере Молодоженов и построить торговый центр на бывших землях парка 30-летия ВЛКСМ.