Posted 12 февраля 2021,, 05:41

Published 12 февраля 2021,, 05:41

Modified 23 февраля 2022,, 15:56

Updated 23 февраля 2022,, 15:56

Будущее российского текстиля. Бизнес должен выйти из тени

12 февраля 2021, 05:41
С 1 января этого года в России введена обязательная маркировка продукции текстильной промышленности. О ситуации на рынке тканей — в материале Города55.

По предварительным подсчетам экспертов, в 2020 году производство текстильной продукции в России увеличилось на 23%, достигнув в денежном выражении 260 млрд рублей. 25% от этой суммы (65 млрд рублей) пришлось на выпуск тканей. Около 20% (52 млрд рублей) — производство постельного белья. Далее с долей в 15% идет столовое белье и полотенца. Оставшаяся часть приходится на прочую текстильную продукцию.

Сегодня в отечественной легкой промышленности работает более 20 тысяч компаний. Большая часть из них — мелкие предприятия. Крупных производств с полной технологической цепочкой на рынке мало. Одна из трех таких оставшихся в России компаний — Брянский камвольный комбинат.

«На сегодня БКК выпускает от 1.1 млн до 1.3 млн погонных метров ткани в год. Конечно, мощности чуть больше — где-то порядка 33.5 млн. К сожалению, многие ведомства перешли от шерстяных тканей на ткани поливискозные. Поэтому объемы вынуждены были немножко сократить», — сказал генеральный директор Брянского камвольного комбината Александр Шалатонов.

По информации участников рынка, в России за последние пять лет производство шерстяных тканей сократилось более чем на 30%, до 7 млн квадратных метров. В то же время выпуск хлопчатобумажных тканей увеличился. К примеру, на фабрике «Донецкая мануфактура» выручка в последние годы постоянно росла. Основная составляющая себестоимости хлопчатобумажных тканей — хлопок, стоимость которого напрямую зависит от курсов валют. Трудность заключается в том, что в России данное сырье почти не производится.

«По хлопку мы практически на 100% зависим от зарубежных поставщиков. Нам видится возможность проработки с Узбекистаном и другими странами, производящими хлопок, взаимно интересного соглашения о поставках по определенным ценам сырья из этих стран, давая им возможность реализовать его на нашем рынке», — сказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Другая проблема, о которой говорят участники текстильной отрасли, — контрафактная продукция. По некоторым оценкам, ее доля в России может достигать четверти от всего объема продаж. Наиболее эффективным механизмом по противодействию нелегальному рынку эксперты видят введение обязательной маркировки текстильной продукции.

«Цель маркировки — сокращение оборота контрафакта. Потребитель будет защищен от покупки некачественной и контрафактной продукции. Государство увеличит сбор налогов.

Это возможно благодаря тому, что маркировка осуществляется уникальным двумерным Data Matrix кодом. Благодаря большому числу возможных комбинаций коды не повторяются даже после выбытия товара из оборота», — пояснила Городу55 доцент института дизайна, экономики и сервиса ОмГТУ Елена Долгова.

С этого года решением правительства в России введена обязательная маркировка текстильной продукции. По задумке, установка знаков должна вывести из тени данную отрасль. Легализация, кроме прочего, даст возможность отечественным компаниям нарастить свои производственные объемы. Однако, чтобы реализовать программу по маркировке, требуются значительные финансовые вложения. Глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин считает, что данную обязанность участников рынка надо подкрепить правом на поддержку.

«Необходимо закупать это оборудование, внедрять программные продукты и все, что с этим связано. Было бы правильным помогать предприятиям, по крайней мере субсидировать ставки по кредитам, которые они берут для того, чтобы это внедрять. Особенно для малых предприятий, софинансировать внедрение этого оборудования с последующей отдачей при реализации»,

— сказал президент ТПП РФ.

"