Posted 25 января 2021,, 06:34

Published 25 января 2021,, 06:34

Modified 23 февраля 2022,, 15:34

Updated 23 февраля 2022,, 15:34

Эффект закрытых границ. Повлиял ли отток мигрантов на омскую экономику

Эффект закрытых границ. Повлиял ли отток мигрантов на омскую экономику

25 января 2021, 06:34
Фото: Медиахолдинг1Mi
Приток рабочей силы из среднеазиатских республик сократился почти вдвое. Грозит ли это коллапсом в строительстве и нехваткой дворников?

Последствием пандемии коронавируса и закрытых границ стало резкое сокращение количества работающих иностранных граждан. По данным МВД РФ, за прошлый год число трудовых мигрантов в стране уменьшилось с 9-11 до 6.3 млн человек. Во многих регионах заговорили о нехватке рабочих на стройках, дефицит которых оценили в 190 тыс. человек. Национальное объединение строителей РФ даже заявило, что из-за этого ряд объектов не успеют сдать в сроки, писали «Известия».

Возникают вопросы, столкнулась ли с похожими проблемами Омская область. Ощущается ли у нас дефицит рабочих рук и заменит ли мигрантов местное население, которое оказалось в условиях растущей безработицы? Город55 разузнал обстановку.

Миграционная картина: отток в два раза

Количество прибывших в Омскую область иностранных граждан действительно сократилось вдвое. По данным, предоставленным редакции в областном УМВД, в 2020 году зарегистрировано 56.7 тыс. иностранцев — годом ранее их было 104.3 тыс. Из этого числа 10.8 тыс. человек въехали по частным делам, 8.6 тыс. — ради найма на работу, 4.5 тыс. — на учебу, 1.2 тыс. — в деловых целях. Основной поток традиционно из Казахстана (14.9 тыс. человек), за ним с большим отрывом следуют Узбекистан (3282) и Китай (2933).

Почти в два раза стало меньше и легальных трудовых мигрантов. За год омские работодатели уведомили органы внутренних дел о привлечении 8456 гастарбайтеров (-4805). Две из этих восьми тысяч — члены Евразийского экономического союза, приток которых упал на треть (-1391). Разрешений на оформление патентов было выдано 3436 (-1928 меньше). Разрешений на работу — и вовсе 1376 (-3156).

Главный поставщик рабочей силы — Узбекистан (2452), за ним следуют Таджикистан (679) и Азербайджан (115). По отраслям больше всего востребовано строительство, также домашние услуги, оптово-розничная торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, гостиницы и предприятия, транспорт.

Депортировали при этом существенно меньшее количество человек — 171 против 429. Возможно, на этом сказались послабления, которые ввели для мигрантов, прибывших в страну до 15 мая 2020 года: их временно запрещено выдворять, лишать патентов и т. д. В то же время нарушений миграционного законодательства примерно столько же, как прежде: зарегистрировано 1538 нарушителей и 513 протоколов в отношении работодателей (507 годом ранее).

Омские строители не ощутили дефицита

Как мы видим, приток рабочей силы в Омскую область действительно сильно упал. Сказалось ли это на отраслях? Омские эксперты считают, что не сильно. Экономист Олег Рой отмечает, что параллельно в регионе сократились и объемы строительства — самой востребованной среди мигрантов сферы.

«Мне кажется, в настоящий момент дефицит рабочей силы не ощущается, потому что у нас темпы жилищного строительства упали до минимума, весь 2020 года мы имели 70-80% от прошлогодних показателей. Правда, цены на недвижимость поползли вверх, что дает основание, чтобы активизировать работу строительных организаций. В этих условиях может потребоваться большое количество дешевой и не всегда квалифицированной рабочей силы. Однако местные кадры не очень охотно идут на эту работу», — говорит экономист.

Инженер строительной организации, пожелавший сохранить анонимность, не согласен с тем, что работы не хватает, однако тоже не видит проблемы с исчезновением именно труда мигрантов. По его словам, большой дефицит ощущается в квалифицированных сотрудниках, но это обычная для Омска ситуация. Он отмечает, что некоторое число гастарбайтеров все же занято на стройках.

«Уход этой, отчасти даже некачественной рабочей силы, на мой взгляд, не сильно повлиял на рынок. Да, несколько сменился национальный состав, раньше проще было увидеть на стройке представителей наших бывших южных республик, сейчас их меньше. Но порой работают, какое-то количество все равно прорвалось. Их место заняли местные жители, может быть, это даже позитивно — россияне научатся работать у себя дома, а не стремиться куда-то на Север. А работы достаточно, в прошлом году было несколько достаточно денежных проектов по городу, в том числе капремонт по мировым соглашениям. Нет работы у того, кто сидит и ждет, когда рентабельность будет 70%», — считает специалист.

Известный строитель, председатель совета директоров группы компаний «Стройбетон» Олег Золотов уверяет, что его предприятие, как и многие в строительстве, уже лет 10 не привлекает иностранных граждан, так как предпринимателям это просто невыгодно.

«Еще в прошлом десятилетии мы пытались этим заниматься, но в итоге пришли к тому, что выгода оказывается минимальной, а сложности с ними возникают, ну, скажем так, часто. Сейчас вообще рынок и индустрия строительная находятся в таком положении, в том числе из-за изменений в законодательстве, что использовать иностранных рабочих, особенно квалифицированных, могут позволить себе только очень крупные и богатые компании. Другие компании, которые немного беднее и не обладают такими внушительными финансовыми возможностями, иностранных специалистов себе позволить не могут. Если же смотреть на нелегальных мигрантов в качестве работников, то этого с каждым годом, как мне кажется, становится все меньше», — полагает Золотов.

Дефицит массовой рабсилы может ощущаться на крупных проектах, где изначально делали ставку на иностранцев, и которых в городе единицы, считает гендиректор ООО ЖСФ «Омскстрой» Виктор Вдовин.

Опустевшие оптовки

Гастарбайтеров сейчас правда сложно найти. В точке под Фрунзенским мостом, куда привычно едут омичи, если понадобились, например, услуги по ремонту, теперь пусто. Возможно, дело еще и в морозах — проезжающий таксист говорит, что месяц назад люди здесь еще собирались.

На оптовках остались только местные — то есть те, кто уже давно укоренился в Омске, работает годами, имеет вид на жительство или уже гражданство. По их словам, приезжие коллеги разъехались еще весной, в начале пандемии. То, что рынок опустел, видно невооруженным взглядом, — ближе к концу сплошь пустые стеллажи и закрытые контейнеры. Впрочем, вряд ли можно говорить о большом ударе по торговле - она и так еле теплится из-за падения покупательской способности.

Такая же ситуация на китайском рынке. Торгуют те, кто здесь давно и решил не уезжать, некоторые улетели домой весной, но их места быстро заняли омичи. К слову, китайские продавцы уверяют, что могут съездить на родину без проблем, единственная помеха — подорожавшие авиабилеты.

Кто убирает улицы?

Сфера ЖКХ тоже не ощутила недостатка мигрантов, утверждает специалист в этой области, владелец ряда управляющих компаний Александр Лихачев. Работодатели считают, что местные кадры удобнее и дешевле, а желающих подработать дворником в своем или соседнем дворе достаточно. Есть и пенсионеры, и должники, и те, кто потерял работу во время пандемии.

«Я считаю, именно для Омской области в сфере ЖКХ это неактуально. Я хорошо знаю ситуацию в крупных УК, а в мелких столько рабочей силы вообще не нужно и зарплаты там низкие. Ни у кого нет мигрантов, потому что технология формирования кадров в крупных жилищных организациях несколько иная: мы стараемся, чтобы работали жители тех домов, которые мы обслуживаем. Это им же самим удобно: вышел с утра, почистил снег. Это и дешевле и для жителей, и для УК, та как не надо платить различные сборы, связанные с оформлением мигрантов. И просто местные меньше хлопот доставят, говорят по-русски», — рассказывает Лихачев.

Впрочем, есть еще сфера обслуживания социальных и коммерческих объектов. Там дефицит рабочих рук довольно велик — в областном банке вакансий сейчас 200 с лишним мест только на позицию дворника. Вероятно, здесь был бы востребован труд мигрантов, но опять же, легально оформлять иностранцев возьмется не каждая организация, а рисковать с нелегалами в такой малоприбыльной сфере — себе дороже.

Обойдемся?

Местное население не стремится к непрестижной и тяжелой работе за небольшие деньги. В неквалифицированной рабочей силе всегда наблюдается дефицит. Возможно, в пандемию он стал чуть более ощутимым, однако наши спикеры не видят критических проблем.

«Те же узбеки работают по принципу беремся за все, а там дальше поймем, что получится. В итоге в 2019 году (на ремонте фасадов по гостевому маршруту — прим. ред.) мы получили некоторое количество объектов, на которых люди просто не понимали что делать. Это был перекос, с одной стороны. С другой, дефицит рабочих есть всегда, а квалифицированных сотрудников — просто огромный. В городе на объектах дефицит 500-700 человек — но это мое мнение. На Арену-Омск, может быть, люди требуются в большом объеме, но там я не знаю ситуации», — говорит сохранивший анонимность инженер.

Омск не слишком привлекателен для мигрантов и в плане зарплат.

«Мне понятно, когда в Москву люди приезжают, живут вдесятером в двухкомнатной квартире. Зачем ехать в Омск и зарабатывать копейки? На самом деле это иллюзия, что на стройке платят 2-3 тыс рублей в день. Даже если устроятся на такую ставку, половину или две трети времени люди не работают — пришли, сделали объем, ушли. Не такие большие заработки у нас на стройке. Но, конечно, едут представители Узбекистана, Армении. И в этом году какое-то количество есть», — отмечает специалист.

"