Posted 23 ноября 2020,, 04:50

Published 23 ноября 2020,, 04:50

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

иллюстрация

Сплошные знаки вопроса: что не так с концепцией новой омской набережной

23 ноября 2020, 04:50
Фото: Медиахолдинг1Mi
иллюстрация
Бюджетное учреждение Омска «Центр компетенций по развитию городской среды» опубликовало концепцию благоустройства и реконструкции набережной Иртыша. Оказалось, что с профильными экспертами, архитекторами и урбанистами проект никак не обсуждался. Город55 дал им право высказаться о будущей жемчужине Омска.

О проекте набережной губернатор региона Александр Бурков высказывался неоднократно. Более того, не только с идеей, но и с опубликованной концепцией он ездил в Москву, где встречался с министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым и вице-премьером государства Маратом Хуснуллиным. Оба оказались заинтересованы в реализации проекта. По мнению Хуснуллина, набережная должна быть построена на условиях государственно-частного партнерства.

Согласно опубликованной концепции, новая набережная (сам документ периодически называет себя то «концепцией», то «проектом») обойдется в 7.3 млрд рублей. Их них 6.1 млрд рублей израсходуют на строительство и ремонт самой набережной, а оставшиеся 1.2 млрд рублей направят на создание инфраструктуры, сетей и платформы. При этом около 1 млрд рублей планируется получить с частных инвесторов.

В проекте набережная рассматривается как сеть из объединенных между собой 11 хабов (точек интереса), из которых 7 предполагается реконструировать и преобразить, а 4 — построить практически с нуля.

Однако у концепции есть ряд очевидных проблем, которые сложно не замечать. Город55 с помощью экспертов рассказывает о них, чтобы подчеркнуть, какая фундаментальная работа предстоит властям и какой сложной и масштабной окажется реализация проекта.

Структурные проблемы

Если отойти от эйфории, которая возникает после первого взгляда на опубликованную концепцию, и попытаться разобраться в проекте, то окажется, что многие моменты вызывают немало вопросов. Так, до сих пор остается неизвестным, как власти собираются разрешить ситуацию с приватизированным имуществом набережной и земельными участками на берегу реки, которые арендуются бизнесом.

Если говорить более предметно, то в январе 2020 года приватизации были подвергнуты причальное сооружение на реке Омь под кадастровым номером 55:36:020103:532, аналогичное причальное сооружение на Иртыше под с кадастровым номером 55:36:090101:2391 и здание № 1 на площади Бухгольца. Фактически город, как и область, отказались от права обладания этими территориями, и теперь непонятно, как это скажется на реконструкции набережной.

Есть и несколько арендованных участков вдоль Иртыша, которыми владеют различные юридические лица. Так, часть набережной под мостом 60-летия ВЛКСМ принадлежит ООО «Селена-С», которым владеет семья предпринимателей Давыдовых. А десять лет назад территорию Куйбышевского пляжа долгое время пыталась застроить ООО «Русская компания развития — О», которая обещала возвести отель Hampton by Hilton. Освоить участок у компании так и не вышло. Эта ситуация характеризует отношения между местными властями и строителями гостиниц, сложившиеся в регионе несколько лет назад. Омск уже давно стал этаким «кладбищем нереализованных проектов», поскольку в городе насчитывается как минимум пять гостиниц и отелей, строительство которых так и не было доведено до конца.

Однако в проекте предусмотрено строительство еще как минимум двух гостиниц — Cosmos на Первомайском пляже и еще пока не названная гостиница вблизи речного порта. И это при том, что омские предприниматели Фридманы уже занимаются реконструкцией здания бывшего Облпотребсоюза на улице Щербанева. На создание отеля CURIO a collection by Hilton будет потрачено 450 млн рублей. При этом в 2019 году правительство Омской области начало реанимацию выкупленного у олигарха Романа Абрамовича за 80 млн рублей гостиничного комплекса «Березовая-2», приводя его в рабочее состояние.

Непонятным все еще остается вопрос с поисками инвесторов. В проекте описаны весьма ресурсо- и времязатратные объекты, в которые, судя по всему, бизнес должен вложиться и в дальнейшем использовать: кинотеатр, несколько ресторанов и торговый комплекс на воде, бизнес-центры «Циолковский» и «Северные ворота», а также аквапарк. Математика подсказывает, что заложенного в проекте 1 млрд рублей частных инвестиций точно не хватит на все объекты (строительство одной только гостиницы Cosmos оценивается в 750 млн рублей).

Не внушает оптимизма и практика применения государственно-частного партнерства. По словам директора департамента имущественных отношений Омска Дмитрия Махини, удачных примеров ГЧП, которые бы обернулись положительным результатом для обеих сторон, в России еще не случалось.

«Таких примеров на моей памяти, наверно, нет не только в регионе, но и в России, я их просто не знаю. Дело в том, что федеральный закон о государственно-частном партнерстве сейчас очень сложный и требует большой доработки. В Омске по этой программе пытались реализовать здание ДК им. Козицкого, но ни одной заявки не поступило», — отметил Дмитрий Махиня.

Урбанистические сомнения

Омский урбанист Николай Кондаков ознакомился с проектом и в разговоре с корреспондентом Города55 рассказал о своих впечатлениях от увиденного. В целом ему показалось, что авторы проекта решили поместить в концепцию как можно больше «классного», но не спросили при этом мнение самих горожан.

«Мне кажется, это хорошо, когда какое-то место предлагает тебе различные активности, но мне показалось, что наполнение хабов часто не отвечает контексту территории. И опять же, активности там в основном летние, а зимний вариант не продуман. Для полноценной работы хабов надо как раз и спрашивать мнение пользователей территории. Они лучше знают, чего им не хватает и чем они сами бы здесь пользовались с удовольствием», — сообщил эксперт.

Отметим, что некоторые из запланированных к реконструкции объектов все же имеют зимний вариант использования. Например, Куйбышевский пляж. Летнее место отдыха, согласно опубликованной концепции, зимой должно превращаться в снежный городок. В целом хорошие пляжи, считает Кондаков, необходимы Омску, поскольку жарким летом горожан всегда тянет к воде.

«Встает вопрос безопасности. Как плавать в Иртыше? Если посмотреть, в прошлом году прям наплыв омичей на пляжах был. Даже в этом году в теплые дни люди все равно сбегали из своих домов на пляж с открытыми бассейнами, которые между Омской крепостью и „Зеленым островом"», — говорит урбанист.

Также Кондакова смутило количество причалов в проекте. По его словам, их запланировано слишком много, и непонятно, кому они на самом деле будут нужны.

«Сейчас существуют различные водные прогулки на катерах, но не думаю, что даже им нужно столько причалов. Их прям очень много в проекте. Всегда лучше вначале протестировать решение, чем сразу все лепить. Причал — вещь недешевая», — пояснил Кондаков.

Однако не все идеи проекта показались Кондакову плохими. Он отметил, что пешеходные мосты через Омь и на острова смотрятся хорошо. Создателям концепции, говорит он, можно посмотреть, как это интересно сделано в Красноярске, где остров Татышева благодаря пешеходному мосту стал очень популярной точкой притяжения.

«Возможно, с нашими островами можно тоже что-то придумать, но идея разводного моста в этом случае мне кажется сомнительной, поскольку в этом случае у людей не останется альтернативы, как выбраться с острова. Возможно, эту идею стоит пересмотреть, доработать», — пояснил урбанист.

Кондаков не берется сравнивать проект набережной Иртыша с набережными других городов, хотя отмечает, что у набережной в Тюмени очень мало активностей. Там, по его словам, сплошные спуски и подъемы, много одинаковых ларьков и мало точек притяжения.

«Наш проект, к сожалению, слабый. Не продумано использование пространства в разное время года, в нем есть ненужные дорогие объекты, сплошная каша. Никто не спросил людей, что они сами хотят, а это очень важная часть в разработке проекта. Вряд ли омичам нужны гостиница и ресторан на воде, а значит, такую идею они не поддержат», — резюмирует Кондаков.

Эксперты не против

Концепцию новой набережной Иртыша изучил и проанализировал для Города55 гендиректор ИТП «Град», один из авторов нового генплана Омска до 2040 года Илья Бальцер. По его словам, никаких противоречий главному градостроительному документу города в проекте нет.

«Все эти материалы, которые я видел в Сети, воспринимаю просто как концепцию, это очень далеко от реального проекта. Это некий первый взгляд, визуализация. Мне определенно нравится принцип построения пространства как именно предназначенного для омичей. То есть это не закрытый уголок, это не просто велодорожка, а именно активное пространство. Мне нравится, что на набережной, опять же, если смотреть конкретно на эту концепцию, можно будет походить, погулять», — отметил Бальцер.

По его словам, с архитектурной точки зрения этот проект будет еще многократно прорабатываться, совершенствоваться. Но если говорить о конкретной визуализации, то обсуждать ее детально Бальцер считает преждевременным.

«Эта концепция имеет право на жизнь, она мне нравится намного больше, чем, к примеру, гранитные монументы, которые являются памятником неизвестно чему. Есть точки притяжения людей, но все еще должно прорабатываться. Я увидел эту концепцию, но судить архитектурно ее не могу, потому что всем нравятся разные стили. Это вкусовщина», — считает эксперт.

Положительно к самой идее реконструкции набережной Иртыша относится и пишущий материалы на городские темы омский блогер Игорь Федоров. Он все еще надеется, что опубликованная «Центром компетенций по развитию городской среды» концепция не является окончательным вариантом, который будет претворяться в жизнь.

«Любые подобные концепты и эскизы должны делаться через профессиональные конкурсы. Чем выше будет их уровень, тем лучше. В данном случае мы имеем кулуарно нарисованные картинки. Без привязки к реальности. Экономии из-за профессионального конкурса тоже не было бы. А вот уровень концепций был бы иной, и была бы возможность выбрать лучшую или их комбинацию», — отмечает Федоров.

В качестве обоснования своей идеи Федоров приводит пример: организуется общероссийский конкурс, дается премия за 1-е место, например 200 тыс рублей, за второе — 100 тыс рублей, за третье — 50 тыс рублей. В качестве обязательного условия указать, что в конкурсе участвуют только профессиональные архитекторы или коллективы.

«Саму же концепцию никаким проектом, именно с точки зрения проектирования, конечно, назвать нельзя. Это эскиз. Он уже готов, но заказчик теряет время — скрывал эти картинки полгода, вместо того чтобы скорее показать их и двигаться дальше. И я боюсь, что именно это будут пытаться проектировать», — пояснил Федоров.

По его словам, ситуация с концепцией набережной напоминает историю с проектом реконструкции площади Бударина, когда городские власти без объявления конкурса начали что-то переделывать, не советуясь с профессиональным обществом. Правда, на тот момент уже был готов проект реконструкции площади от независимых архитекторов.

«К сожалению, это сейчас уже трендом наших властей становится», — резюмировал Федоров.

В сумме сказанного

В свете упомянутого скандала с площадью Бударина хочется напомнить, что основная претензия архитекторов, урбанистов и общественников тогда заключалась в том, что администрация Омска просто не спросила их мнения и придумала свой проект благоустройства. При этом после публикации варианта, сделанного по заказу мэрии, урбанисты и блогеры обсудили каждую неудачную идею проектировщиков муниципалитета.

В это же время опубликованная концепция набережной Омска, похоже, не вызвала в профессиональном обществе бурной реакции. Возможно, потому, что немногие верят в возможность реализации столь масштабного и ресурсозатратного проекта, что концепция доберется хотя бы до этапа составления проектно-сметной документации.

При этом в проекте ощущается острый недостаток информации и конкретики. Нигде не говорится, что перед его составлением было проведено социологическое исследование — не спросили никого, даже создателей нового генплана Омска.

"