Posted 10 ноября 2020,, 03:30

Published 10 ноября 2020,, 03:30

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

Дело для людей. Как желание улучшить жизнь рождает успешных бизнесменов

10 ноября 2020, 03:30
Сегодня в России сформировался новый класс предпринимателей, решающих важные социальные задачи. Социальные предприниматели открывают частные школы, детские сады и ясли, создают реабилитационные центры и пансионаты для престарелых, занимаются дополнительным образованием и оказывают услуги нуждающимся.

Поддержку социальному предпринимательству оказывают на федеральном и региональных уровнях. Омская область входит в число лидеров по развитию этого сектора экономики. Город55 разбирался, чем «социальный» бизнес отличается от «традиционного».

В первой декаде октября в Омске проходил форум «Люди дела». Его организатором выступил Центр инноваций социальной сферы, который входит в состав Центра оказания услуг «Мой бизнес», на базе которого работает вся инфраструктура господдержки. На форуме выступили предприниматели из 27 регионов страны. Обсуждались вопросы выживания и развития социально-ориентированного бизнеса в условиях карантинных ограничений.

Бизнес начинается с идеи

Как рассказала руководитель Центра инноваций социальной среды Ирина Сербина, каждый, кто хочет заняться собственным, полезным для общества делом может получить помощь.

«Для социального предпринимателя очень важно, чтобы на территории, где он находится, была организация, готовая оказать поддержку. В Омской области такой организацией является Центр инноваций», — объясняет Ирина Сербина.

Интересно, что не всегда у желающих стать социальными предпринимателей есть проработанная идея или бизнес-проект. Они могут появиться в ходе обучения в Центре инноваций, и зачастую такие проекты «выстреливают» и становятся более заметными, чем заранее продуманные.

«К нам зачастую приходят с вопросом: какое бы мне доброе дело сделать? Некоторые точно знают, чем они могли бы заняться, и тогда просят подсказать, как оформить проект и привлечь ресурсы. Другие просто хотят испытать свои возможности в новой сфере. Не могу сказать, какой вариант предпочтительнее. Но однозначно, если человек находится внутри проблемы, на решение которой он хотел бы зайти через свой проект, то его полезная отдача выше. Например, в семье есть собственный опыт по реабилитации инвалида и большое желание помочь таким же нуждающимся. В таком случае личная мотивация играет огромную роль», — считает руководитель ЦИСС.

Каждый желающий заняться социальным бизнесом может пройти Школу социального предпринимателя. После обучения слушателям легче реализовать своей проект, у него складывается алгоритм действий и понимание того, для чего он идет в эту сферу. Само обучение состоит из четырех блоков: образовательный, менторский, консультационный и ресурсный. На первом этапе наставники рассказывают о специфике соцпредпринимательства, как его развить и на чем можно заработать. На втором за каждым новичком закрепляют наставника — руководителя устойчивой организации или опытного ментора.

По словам Сербиной, 80% наставников имеют свой бизнес и могут дать ценные советы будущим предпринимателям. Представители власти курируют в школе отдельные проекты, связанные с направлениями, в которых нельзя обойтись без консультаций. Если, например, предприниматель готовит проект по открытию частного детского сада, специалисты регионального Минобразования подскажут, как это сделать, если пансионат — консультацию проведут представители Минтруда.

На третьем этапе к работе с будущими социальными предпринимателями Центр инноваций привлекает различных экспертов — менеджеров, юристов, сотрудников налоговой службы. Это необходимо для того, чтобы желающие открыть свой бизнес знали все тонкости его ведения и понимали, как справляться с возникающими трудностями.

На последнем, ресурсном этапе у будущих соцпредпринимателей уже готов полноценный проект, остается только найти средства на его реализацию. Специалисты Центра разъяснят, куда обратиться за помощью. Причем зачастую требуются не только финансовая поддержка, но и методическая и имущественная. Например, помещение для ведения бизнеса. И Центр инноваций вместе с органами власти могут предложить различные варианты.

«Таким образом, социальный предприниматель проходит путь от идеи до стартапа. Далеко не каждый способен заняться предоставлением социальных услуг. Но более половины из тех, кто обучился в Школе ЦИСС, либо создает соцпредприятие, либо вводит новое направление в своей деятельности для решения социальных пробле», — пояснила Ирина Сербина. — Наша работа состоит в том, чтобы из желания человека попробовать, из его идеи получился социально-предпринимательский проект, который даст начало социальному бизнесу и создаст социальное предприятие».

За 10 лет образовательной деятельности ЦИСС обучено более 2 тысяч социальных предпринимателей, причем не только в Омской области. Методика омичей по подготовке специалистов в сфере социального бизнеса рекомендована Министерством экономики РФ к распространению в других регионах и теперь используется в 23 субъектах федерации.

Пандемия для стартапов

Из-за пандемии работа омских социальных предприятий, как и всего бизнеса, несколько затормозилась. Центр инноваций решил использовать режим самоизоляции для реализации новых идей. Так, образовательные сессии, вебинары, мастер-классы, коворкинговые и стажировочные площадки перешли в онлайн. И это принесло пользу: некоторые компании стали продавать свою продукцию в онлайн и даже вышли на международный рынок, кто-то потратил «коронавирусные каникулы» на продумывание дальнейших планов и вывел свой бизнес за пределы Омской области, а кто-то попытался расширить аудиторию проекта.

Один из таких проектов — «Экспресс-няня». Создатели социального бизнеса стартовали с нуля, и, несмотря на ограничения в условиях пандемии, смогли наладить работу сразу в 22 городах России. Проект Алины Ильиных и Кристины Щуцких был признан лучшим по итогам 2020 года. Такому вдохновляющему результату предшествовала долгая работа, а поддержка соцпредприятий государством дала серьезный толчок.

«Идея бизнеса возникла, когда мы работали нянями, и на разовых заказах видели сложность формата. Мы задумались о том, что наверняка есть еще няни, профессионалы своего дела, и было бы здорово их объединить», — делится одна из основательниц проекта «Экспресс-няни» Кристина Щуцких.

О школе социального предпринимательства девушки узнали от знакомых, которые нашли рекламу школы в журнале. В школе омички рассказали о своем проекте, после чего началась упорная работа.

«Именно в школе нам дали знания, помогали с работой над проектом и над каждой идеей, потому что в нашей сфере много тонкостей, которые нужно учитывать. Когда мы выпускались, нас очень поддерживали, от спикеров мы получили подтверждение того, что наш проект действительно необходим и уникален», — рассказывает Кристина Щуцких.

После выпуска девушки благодаря Центру социальных инноваций выиграли грант на открытие своего дела, а еще через год вошли в кластер предпринимателей и снова получили от государства материальную поддержку. Теперь главная задача омичек — поиск профессиональных нянь, а бизнес благодаря школе соцпредпринимательства идет без серьезных проблем.

Расширение при господдержке

Другой проект — Клуб юного медика — зародился на базе медцентра «Сколиоз-диагностика» в конце 2019, хотя идея появилась еще в 2018 году. На конкурсе для резидентов Омского класстера социального предпринимательства проект стал одним из лучших.

Школу социального предпринимательства создатели Клуба Сергей Жуков и Марина Степкина прошли еще в 2015 году, но и в 2019 году они нашли для себя здесь новое направление: «Мы пришли уже действующим предприятием, но изучили опыт развития некоммерческих структур. После конкурса мы получили субсидию и смогли отремонтировать учебный класс, закупить оборудование, и уже в феврале мы запустили проект», — рассказывает основатель КЮСа Марина Степкина.

Идея проекта сейчас актуальна как никогда: действующие медики дают детям основы знаний с упором на практику. Дети учатся, как правильно делать компресс или укол и как транспортировать больного. Первые занятия начались еще до пандемии и оказались полезными не только для детей, но и для взрослых.

Клуб успел провести всего несколько мастер-классов для взрослых перед тем, как в России ввели коронавирусные ограничения. Они стали для Клуба юного медика основной проблемой в развитии бизнеса в 2020 году. В остальном же знания, полученные в школе соцпредпринимательства и собственный опыт ведения бизнеса, избавили организаторов Клуба юного медика от ошибок.

Еще один проект, не похожий на предыдущие, решил воплотить в жизнь Станислав Андреюк. До 2016 года он с семьей жил и работал в Москве, но желание реализовать себя стало сильнее, и будущий предприниматель вернулся в Омск. Здесь он открыл пасеку «Мёдведь, а оставшийся после первого урожая меда воск подтолкнул Станислава на создание второго проекта — мастерской подарков «Медоград». Но и это еще не все: свою продукцию омич хотел продавать в деревянных боксах, но найти качественное производство в Омске не вышло. И тогда у него родилась идея создания столярной мастерской «ДревОмск», на базе которой Станислав решил проводить мастер-классы.

«В конце марта 2020 года я окончил Омскую школу социального предпринимательства с проектом столярных курсов для детей „Я столяр“. Планировалось продолжать не только проводить мастер-классы в действующей столярной мастерской, но и организовать полноценные столярные курсы для детей», — делится Станислав.

В школу социального предпринимательства Станислав попал после знакомства с компанией «Ученый кот», которая входит в кластер социальных предпринимателей. Они вместе стали проводить мастер-классы для детей, и спустя какое-то время зародилась идея создать проект «Я столяр».

«Мне помогли написать бизнес-план, потому что обучение в школе соцпредпринимательства подразумевает создание готового проекта. А работа с детьми попадает под действие социального предпринимательства. Я пришел с одним видением своего проекта, но на обучении мы пришли к тому, что оно было очень узким. В итоге мы расширили саму идею. Но реализовать его пока не удается из-за пандемии», — рассказал создатель проекта «Я столяр».

Во время «коронавирусных каникул» Станислав стал изучать настройки таргетинговой рекламы и SMM, и в это время родился еще один проект — сувенир «Омскбокс». На форуме «Люди дела» проект Станислава выбрали лучшим в сфере развития городских и сельских территорий, а в конкурсе туристических сувениров предприниматель вышел в финал.

«Сначала в этом наборе было задействовано три производителя, теперь мы сотрудничаем с восьмью мастерами из трех районов Омской области — Оконешниково, Исилькуль и Калачинск, — делится тонкостями проекта Станислав Андреюк. — Эти сувенирные наборы будут представлять Омск и Омскую область в соцсетях, и плюс ко всему недавно Центр поддержки экспорта помог открыть интернет-сайт на площадке EBay».

Так из одного желания сделать лучше не только свою жизнь, но и жизнь других омичей, получаются большие проекты, которые в итоге приносят их создателям неплохой капитал. Развитие социального бизнеса требует особой поддержки, особенно в 2020 году. Птенцу, прежде чем встать на крыло, необходимо сначала окрепнуть. Опытные наставники из Центра инноваций социальной сферы готовы помочь омичам вырасти в полноценных бизнесменов, создавших собственное дело с нуля — от идеи до получения прибыли и удовольствия от своей работы.

Центр инноваций социальной сферы входит в состав центра оказания услуг «Мой бизнес», на базе которого работает вся инфраструктура господдержки.

Малый и средний бизнес может воспользоваться услугами поддержки центра «Мой бизнес». Задать вопрос о поддержке бизнеса в сложившейся ситуации можно, обратившись по телефону горячей линии 8 (800) 201-95-87. Узнать о мерах поддержки можно на сайте мойбизнес-55.рф.

Справка: Центр оказания услуг «Мой бизнес» осуществляет деятельность в рамках реализации в Омской области национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

"