Posted 6 ноября 2020,, 11:16

Published 6 ноября 2020,, 11:16

Modified 23 февраля 2022,, 14:53

Updated 23 февраля 2022,, 14:53

Масочные междоусобицы. Омские перевозчики о конфликтах в транспорте из-за масок

Масочные междоусобицы. Омские перевозчики о конфликтах в транспорте из-за масок

6 ноября 2020, 11:16
Фото: Медиахолдинг1Mi
Уже почти неделю общественный транспорт в Омске ездит по новым правилам, связанным с ужесточением масочного режима. Город55 узнал у перевозчиков, как часто это приводит к конфликтам, приходится ли вызывать полицию и подолгу простаивать, если пассажир наотрез отказывается надевать маску.

С 1 ноября по распоряжению губернатора в Омске запретили провозить пассажиров без маски. Вообще-то ношение средств индивидуальной защиты в транспорте было обязательным и раньше, однако у перевозчиков не было юридических рычагов воздействия, поэтому де-факто в салонах автобусов и маршруток царила вольница.

Теперь же за нарушение масочного режима перевозчикам грозит крупный штраф (до 300 тыс рублей). Если пассажир отказывается надевать маску или повязку, от него потребуют покинуть салон. Выгнать такого человека водитель или кондуктор не имеют права — но не могут и продолжить движение. В таком случае им нужно вызвать полицию и дожидаться ее приезда на месте. А все это время транспорт будет стоять на остановке, и другие пассажиры окажутся заложниками ситуации.

Омичи неоднозначно оценили новые правила, но закон есть закон. В сеть уже просочились рассказы о нескольких конфликтах. К примеру, некий мужчина парализовал движение автобуса, отказываясь надевать маску со ссылками на Конституцию РФ. После продолжительных споров в салоне пришлось вызывать полицию. А в Таре кондуктор высадил ребенка, который ехал без маски. Выяснилось, что вопрос о высадке детей и людей с ограничениями по здоровью, которые забыли маску дома, недостаточно регламентирован. Кондукторам лишь предложили «исходить из разумности и адекватности» в каждой ситуации.

Омские частные перевозчики утверждают, что конфликтов из-за масок не так уж много и обычно их удается решить устно. При этом только у одного предпринимателя в салонах транспорта есть запас масок, которые выдают забывчивым пассажирам, чтобы предотвратить споры и простои. У большинства частников, как и в муниципальном транспорте, такой способ решения проблемы не практикуется.

Николай Артемьев, учредитель ООО «Автодор»:

— В целом все реагируют адекватно. У нас есть дежурный набор одноразовых масок. В случае, если студенты, дети их забыли, им кондуктор сможет выдать бесплатно, чтобы не создавать проблем для движения транспорта, не блокировать высадку-посадку пассажиров. Когда кондуктор выдает маску и не берет за это денег, конфликтов практически нет, люди с пониманием относятся. Проблема в том, что эти маски никто не выдает, а купить их у людей зачастую нет денег. Здесь надо навстречу людям идти, чтобы было меньше психоза. Люди озлоблены отсутствием денег, всем происходящим вокруг, мы стараемся хоть немного сгладить.

Конфликтов с вызовом полиции у нас не было, и сотрудникам категорически запрещено вызывать полицию. Алгоритм такой, что кондукторы предлагают маски из дежурного набора, чтобы выполнить требование нашего местного законодательства. Обычно этого достаточно.

Владимир Геворгян, руководитель СРО «Омские перевозчики»:

До вызова полиции у нас еще не доходило. Надо отметить, что пассажиры стали сознательнее. Хотя попадаются отдельные индивиды, которые стоят на своем: «Пандемии нет, коронавирус выдумка, маска ни от чего не защищает». Таких пассажиров сообща удается убедить. И водитель в этом участвует, и другие пассажиры подключаются: «Или наденешь маску, или мы тебя отсюда удалим самостоятельно, потому что мы на работу опаздываем». Надо признать, что у всех маски есть. Но некоторые упрямые — или по забывчивости, или просто не хотят надевать.

Ситуаций, когда из-за этого транспорт останавливается, практически не было, все это краткосрочно. За эти дни пассажиры, во-первых, все-таки стали более уважительно друг к другу относиться. Во-вторых, рост заболеваемости все выше и выше, не осталось уже, наверное, омичей, у которых друзья/знакомые/родственники не болели. Это уже затронуло практически каждую семью, поэтому скептиков осталось мало.

Роман Поварченков, перевозчик (маршрут № 30):

— Перевозчик обязан обеспечить оказание услуг по перевозке только пассажирам, использующим средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы, повязки). Такое требование не распространяется на лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних детей.

Прошло уже шесть дней, и за это время большинство пассажиров уже привыкло к новым правилам проезда и с пониманием относится к требованию водителя надеть маску. Хотя в первые дни, конечно, были разные ситуации: от отговорки, что забыл дома, до откровенного нежелания надевать. В большинстве случаев наши водители лояльно относились к этим ситуациям, а вот законопослушные пассажиры начинали возмущаться и в частном порядке сами обращались к отдельным пассажирам. Сегодня многие водители отмечают, что пассажиры ведут себя достаточно сознательно и спокойно.

Владислав Оськин, перевозчик на областных маршрутах:

— Водители проинструктированы, чтобы ездили в масках и перчатках. Также есть гигиенические средства в бутыльках. Не все пассажиры довольны тем, что приходится ездить в масках, но полицию вызывать не приходилось. Конфликты решаются просьбами, чтобы соблюдали масочный режим во благо своего здоровья и здоровья окружающих. По рассказам водителей, воздействовать приходится именно устно и убеждать людей. На начальном этапе это было проблемно, сейчас уже люди более сознательно подходят к этому. Маски нужны в магазинах, аптеках, поэтому, как правило, они есть у всех. У меня транспортных единиц немного, поэтому скандалов не было. Может, у коллег были.

***

Отметим, за прошлую неделю в Омске составили 43 протокола на пассажиров-«безмасочников» и один — на перевозчика. Количество рейдов обещают еще увеличить.

"