Posted 18 августа 2020,, 05:04

Published 18 августа 2020,, 05:04

Modified 23 февраля 2022,, 14:48

Updated 23 февраля 2022,, 14:48

Бой с тенью: как защитить омский бюджет от «серого» пива

18 августа 2020, 05:04
Теневой рынок пива стоит региону от 1.5 до 2 млрд рублей в год — в то время как в бюджете во время коронакризиса на счету каждая копейка. На проблему обратили внимание омские депутаты и уже подготовили обращение в Росалкогольрегулирование.

Общественный контроль

В условиях, когда проверки бизнеса регулирующими органами приостановлены, в процесс контроля теневого рынка пришлось включиться активистам. В начале лета в Омске была создана инициативная группа, в которую вошли депутаты Законодательного собрания и Городского совета, а также их помощники. В июне–июле группа мониторила нелегальный оборот пива, поступающего в розничные точки продажи. Волонтеры обошли около 140 омских пивных — как одиночных, так и сетевых магазинов, — в которых проверяли товарно-сопроводительную документацию на разные сорта напитка.

По итогам общественных проверок депутат Заксобрания Антон Берендеев готовит обращение в Росалкогольрегулирование, в котором указывает на массовый характер нарушений — что с высокой долей вероятности свидетельствует о большой доле нелегального пива на омском рынке. К примеру, на подавляющем большинстве точек нет сопроводительной документации на товар либо ее под разными предлогами отказываются показать. Также во многих магазинах нет уголка потребителя, персонал работает без масок и допускает нарушение масочного режима посетителями.

«Теневой рынок пива в Омске очень велик. Об этом свидетельствуют и наблюдения местных экономистов, и исследование Высшей школы экономики, которая еще в 2018 году включила Омскую область в число 11 регионов с наибольшим масштабом нелегального производства пива. Безусловно, с ним нужно бороться, хотя это весьма непросто. Любой „серый рынок“ стремится себя защитить. А это значит, что он провоцирует коррупцию, что создает дополнительные проблемы для региона», — прокомментировал депутат Заксобрания Владимир Половинко.

Тут стоит отметить, что общественные проверки могут охватить лишь последние звенья нелегальной цепочки — магазины. Об одном из таких рейдов мы, кстати, уже писали: продавцы часто не в курсе, что документы на товар вообще существуют, а некоторые сети реагируют откровенно агрессивно. Активисты не раз сталкивались с угрозами применения физической силы. При этом отсутствие документов на пиво либо отказ ее предъявить (что само по себе нарушение закона о защите прав потребителей) служит косвенным признаком незаконного оборота. Но главный доход из серых схем извлекают именно производители — а сам продукт производится обычно на вполне легальных предприятиях, куда общественников просто не пустят. Здесь нужны усилия регулирующих органов, поэтому депутаты и решили обратиться в профильное федеральное ведомство

Возможные нарушители

По итогам проверок инициативная группа выявила ряд организаций-производителей пива, которых на полном основании можно подозревать в уклонении от уплаты акциза.

Как выяснилось, значительная часть пива из других регионов реализуется в Омске оптовым поставщиком ООО «Полярная звезда», которое связано с сетью «ПивоМан»

Сомнения вызвало несколько сортов пенного напитка, которые продаются в омских точках по крайне низкой цене. К примеру, одна из марок упомянутого поставщика зарегистрирована на «Марксовском пивоваренном заводе» в Саратовской области, однако в ассортименте предприятия такого наименования нет. Другая марка, зарегистрированная в Новосибирской области, по документам поставлена в Омск ООО Торговый дом «Живое пиво» — организацией, уже ликвидированной. Использование «мертвых» юрлиц в качестве посредников — верный признак нелегальной схемы. У остальных подозрительных сортов также не совпадают «прописка» в федеральном реестре и реальный производитель, отраженный в чеке либо на этикетке. Причем в ряде случаев эти производители уже известны как фигуранты уголовных дел об уклонении от уплаты налогов.

Депутаты обратились к Росалкогольрегулированию с просьбой провести уже официальные проверки попавших под подозрение юридических лиц — ООО «Аквалэнд» и АО «Сибирские традиции», производящие пиво в Новосибирской области.

«Нам известно, что контроль за нарушениями в сфере оборота алкогольной продукции в части розничной торговли находится в зоне ответственности региональных властей. Однако также хорошо известно, что источником и организатором появления неучтенного алкоголя, в частности, пива, являются предприятия-производители, которые таким образом уклоняются от уплаты акциза. Проверка их деятельности силами общественности невозможна. Особенно если учесть масштабные межрегиональные поставки пива, в частности из соседней Новосибирской области. Контроль здесь возможен только силами Росалкогольрегулирования, работающего на уровне федеральных округов», — говорится в обращении.

В запросе также есть просьба проверить омские предприятия ООО «Сибирский стандарт» и ООО «Ликеро-водочный завод «ОША», в отношении которых уже были возбуждены уголовные дела об уклонении от уплаты налогов, правда, по фактам 2014–2015 годов.

Утекающие доходы

Рост серого рынка пива становится все большей проблемой в Омской области, как и в других регионах. Пандемия коронавируса только сыграла на руку производителям — спрос на слабоалкогольные напитки увеличился, а контроль в этой сфере ослаб. В период эпидемии контролирующим органам запретили проводить дополнительные проверки бизнеса, чем не преминули воспользоваться многие предприниматели. У пивоваров велик соблазн практически удвоить прибыль, производя товар в обход государственной системы учета алкоголя (ЕГАИС) — то есть без уплаты налогов.

Если пиво не регистрируется в ЕГАИС, все акцизные сборы (а это 22 рубля с каждого литра) уходят в карман производителей. И дело не только в нарушении конкуренции. Да, в рознице такой продукт будет дешевле, но выгода конечных потребителей довольно сомнительна. Акцизы на пиво — один из немногих платежей, которые полностью остаются в региональном бюджете. Для последнего это важный источник пополнения: как мы уже писали, только в прошлом году пивовары принесли региону 6.8 млрд рублей — порядка 7% всех его доходов. При этом из-за серого пива Омская область, по предварительным оценкам, могла недополучить 1.5-2 млрд рублей за год. С ростом доли нелегального сектора эти потери еще увеличатся. А бюджетные деньги — это социальная помощь, образование, здравоохранение. Несложно посчитать: на выпадающие доходы от пивного акциза можно было бы построить пару больниц или три-четыре новых школы.

Сейчас поступления в бюджет сильно сократились из-за пандемии. Расходы же, в первую очередь, социальные, наоборот, растут: серьезные средства тратятся на медицину, поддержку бизнеса и граждан. В этих условиях некоторую стабильность могли бы обеспечить отрасли, которые не пострадали от коронакризиса, — в том числе пивоварение, которое только наращивает производство. Поэтому серый рынок — реальный повод для беспокойства местных властей

«Мы прекрасно знаем, что ситуация с бюджетом в регионе очень тяжелая. Пандемия ее еще усугубила — социальные обязательства власти растут, и они должны быть выполнены в любом случае. Но денег может не хватить, поскольку источники пополнения бюджета серьезно сократились. У региона сейчас два варианта — либо брать кредиты и повышать закредитованность, либо улучшать собираемость налогов, в том числе путем борьбы с серым рынком», — говорит депутат Заксобрания Омской области Владимир Половинко.

"