Posted 31 июля 2020,, 07:36

Published 31 июля 2020,, 07:36

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

Любимцы властей: кто чаще всего выигрывает дорожные контракты в Омске

Любимцы властей: кто чаще всего выигрывает дорожные контракты в Омске

31 июля 2020, 07:36
Фото: Медиахолдинг1Mi
Из года в год в Омской области контракты на ремонт и содержание автомобильных дорог разыгрываются между одними и теми же компаниями. При этом с каждым годом суммы контрактов все больше растут, а неоднозначных и околокоррупционных моментов в закупках не убавляется.

Согласно сведениям портала «Госзакупки», самым крупным заказчиком ремонта и содержания автомобильных дорог в Омске является бюджетное учреждение Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Редакция Города55 проанализировала дорожные контракты юрлица за последние пять лет и рассказывает о самых типичных их нарушениях, предпочтениях и любимых подрядчиках.

Самым «любимым» подрядчиком «Управления дорожного хозяйства и благоустройства» Омска является компания ООО «Стройсервис» Якова Вагнера. В период с июня 2016 года по сентябрь 2018 года компания заключила 38 договоров с городскими чиновниками на ремонт дорог. Больше ни одна дорожная компания такого количества контрактов с городскими властями не заключала.

При этом все 38 заключенных контрактов со временем были расторгнуты по частичному соглашению сторон. Фактически «Стройсервис» Якова Вагнера не исполнил ни один контракт, однако продолжал побеждать на торгах в течение двух с лишним лет. Суммарно с компанией заключены контракты на 1.2 млрд рублей.

Частичное расторжение по соглашению сторон — частая судьба договоров на ремонт дорог, заключенных УДХБ Омска. В частности, из 152 контрактов были расторгнуты до полного исполнения 134 контракта. В 103 закупках, закончившихся заключением контракта, были обнаружены не участвующие заявки, а в 87 торгах итоговое снижение не превысило 2%.

При этом практически в половине всех контрактов «Стройсервиса» снижение изначальной стоимости работ составило всего 2%. Более того, договоры зачастую заключались по цене выше, чем было обозначено в документах закупок. Так, по результатам торгов за право ремонта дороги на проспекте Мира в 2017 году стоимостью в 40.3 млн рублей был заключен контракт на 43.6 млн рублей. Таких контрактов между «Стройсервисом» и УДХБ насчитывается 6 штук.

Отметим, что фактически «Стройсервис» сам ни один контракт не исполнял. Дело в том, что все контракты компания Якова Вагнера отдавала на подряд другим дорожным компаниям. Вероятно, со сложностями работы с чиновниками и субподрядчиками и связан отказ «Стройсервиса» от дальнейшего участия в тендерах на ремонт дорога Омска.

В то же время популярным подрядчиком УДХБ были ООО «Гриар Холдинг» Рафика Сарджаняна (17 контрактов), ООО «Строительная фирма «Континент» Абгара Айрапетяна (16 контрактов) и ООО «Стройтраст» Армана Акопяна (15 контрактов). Общая стоимость всех контрактов суммарно составляет 2.2 млрд рублей. Из 48 контрактов 43 были расторгнуты до завершения работ по ремонту дорог. В 36 случаях цена контракта оказалась больше, чем изначальное ценовое предложение чиновников.

Зачастую это связано с тем, что на аукционе по различным причинам тендер разыграть не удается (поступили лишь неправильные заявки, компании отказываются снижать цену или просто не заявляются на торги). Это приводит к потере времени, что для ремонта дорог может обернуться катастрофой, из-за чего чиновники вынуждены идти к дорожникам напрямую и договариваться с ними обо всем кулуарно. После этого чиновники проводят закупку у единственного поставщика — неконкурентно и без снижения, а иногда и с завышением цены.

В плане качества исполнения показателен самый большой контракт, заключенный УДХБ в мае 2019 года с ООО «Арт РемСтрой» Карена Мартояна на 397.5 млн рублей. В ходе работ компания периодически отказывалась выполнять гарантийные обязательства, из-за чего была оштрафована компетентными органами 30 раз только во время исполнения контракта. В общей сложности 4 из 8 контрактов, заключенных с компанией, прошли с нарушениями во время исполнения и последующими штрафами для подрядчика. Львиная доля контрактов с компанией была заключена без снижения изначальной цены, а в половине случаев на аукцион поступали неучаствовавшие заявки — видимо, для того, чтобы конкурс был признан состоявшимся. Суммарно же за свою работу «Арт РемСтрой» получил от городских властей 995 млн рублей только за последние три года.

Удивляет УДХБ и в плане выбора типа торгов. Из полутора сотен заключенных бюджетным учреждением контрактов 73 договора были подписаны по итогам закупок у единственного поставщика. Получается, что половина всех закупок ведомства оказались просто неконкурентными, несмотря на то, что проводились на площадке госзакупок.

Более того, из оставшихся 77 договоров, подписанных по итогам электронного аукциона, значительное снижение стоимости работ (более 2% от изначального ценового предложения УДХБ), наблюдается только в 33 контрактах. Остальные заключены практически по стоимости изначального ценового предложения, что также говорит о малой конкуренции среди подрядчиков.

В целом каждый пятый контракт, заключенный УДХБ с подрядчиками, выполняется с нарушениями сроков или обязательств со стороны последних. В предыдущие полтора года статистика остается примерно на том же уровне: при исполнении 13 больших контрактов на ремонт дорог в двух были нарушения со стороны дорожников.

Более того, все перечисленные в материале компании как минимум единожды фигурировали в скандале с картельным сговором. В разное время УФАС обвиняло в этом каждую компанию, однако доказать смогло лишь сговоры с участием «СтройТраста» и СФ «Континент».

"