Posted 27 июля 2020,, 06:14

Published 27 июля 2020,, 06:14

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

Рука помощи или просто развод: для чего существуют омские бизнес-объединения

27 июля 2020, 06:14
Бизнес-союзы и объединения в глазах некоторых предпринимателей имеют неоднозначную репутацию, так как «бизнесмен должен зарабатывать деньги, а не посещать мероприятия, похожие на ярмарку тщеславия». Город55 разбирается, нужны ли в наше время такие места для бизнесменов и что они дают своим участникам.

История бизнес-сообществ берет свое начало в первые годы ХХ века, когда обрела популярность модель профсоюзов — объединений, ставящих своей целью защищать работников той или иной профессии от произвола работодателей, повышать их зарплату и улучшать условия труда. Наиболее влиятельными профсоюзы оказались в Советском Союзе и США.

Однако в 90-е годы прошлого века СССР развалился, а рыночная экономика обусловила появление доселе невиданного явления — предпринимательства. Да, в конце существования СССР бизнесом, хотя тогда его никто так у нас в стране не называл, уже занимались некоторые люди, но массово народ потянулся в коммерсанты именно после развала СССР.

В нестабильных экономических условиях России 90-х годов эффективней всего работал институт «решал» — людей, бравших на себя самые неудобные и сложные бизнес-вопросы, такие, например, как взаимодействие с властями и конкурентами. Само собой, выполнялось это за определенную плату.

Однако бизнесу, который хотел решать свои вопросы без криминала, необходимо было делать это самому. Тогда и вспомнилась идея профсоюзов, и бизнес начал строить неформальные объединения, которые помогали ему решать насущные проблемы — договариваться с чиновниками, искать клиентов и новые рынки, бороться с конкурентами и призывать их к ответу.

Взлет и падение АРП

Именно тогда, в начале 90-х годов, в стране начали создавать первые бизнес-объединения в формате общественных организаций. В Омской области, в частности, одним из первых стал Омский областной союз предпринимателей. Все вошедшие в него организации были поделены на несколько гильдий — в зависимости от степени уважения коллег и желания платить членские взносы.

Союз был самым крупным объединением предпринимателей региона почти 20 лет и практически не имел альтернативы, особенно для крупных компаний. Однако в 2010 году при поддержке правительства Омской области была создана еще одна организация — Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства во главе с Вадимом Морозовым. Тогда между ними началось настоящее противостояние.

Редакции удалось поговорить с одним из бывших сотрудников АРП, заставшим времена расцвета и заката ассоциации. Он на условиях анонимности рассказал о том, почему два предпринимательских сообщества, на бумаге преследуя общую цель защиты предпринимателей, конфликтовали в течение нескольких лет.

«Понятное дело, что почти любая общественная организация создается для решения конкретных лоббистских задач, связанных с продвижением интересов каких-либо финансово-политических группировок. АРП в свое время создавалась именно в пику Союзу предпринимателей, так как в нем состояли в основном городские бизнесмены. Тогда все делилось на городское и областное из-за медиаконфликта двух администраций. Вышло так, что Союз предпринимателей, несмотря на то, что был областным, фактически больше относился к городу», — пояснил редакции экс-работник.

По его словам, создание АРП на тот момент устраивало как губернатора Леонида Полежаева, так и бизнесменов из районов области. Позиция была проста: сельских предпринимателей надо слушать, потому что они представляют весь регион, а губернатор в любой момент мог получить их медийную поддержку.

«Часто предприниматели действовали по указке губернатора. Нет, конечно, не лично. Просто иногда, например, нужно было покритиковать кого-то — это делали члены АРП, они же и выступали в защиту кого-то. Кто-то комментировал одну тему, кто-то другую, но роли были распределены», — пояснил собеседник редакции.

В 2011 году председатель АРП Вадим Морозов избрался в Законодательное собрание Омской области, а год спустя Леонид Полежаев покинул пост губернатора. Оставшись без формального покровителя, АРП продолжила быть «губернаторской» площадкой, только на этот раз — для нового главы региона Виктора Назарова.

Конфликт с Союзом предпринимателей продолжился и попал в публичную плоскость. Так, в 2012 году один из кандидатов в президенты союза Юрий Чащин заявил, что сразу после выдвижения ему «позвонили из АРП и предложили отозвать свою кандидатуру». АРП тогда пришлось оправдываться в прессе.

«В 2014 году мы начали сближаться с союзом, потому что конфликт города и области сошел на нет. К нам приходил губернатор, мы устраивали совместные с союзом мероприятия, все были довольны», — считает инсайдер.

Впрочем, в 2015 году АРП разошлась с губернатором. По словам источника редакции, камнем преткновения оказались деньги на избирательную кампанию Виктора Назарова, решившего досрочно переизбраться на пост главы региона.

«Скажу сейчас такую вещь, может, в печати ее и не было нигде. Не секрет, что предприниматели сбрасываются на избирательные кампании политиков, от которых зависит их бизнес. И вот Вадим Морозов тогда отказался: мол, мы и так Назарову поможем медийно, поработаем с электоратом. Это губернатора задело, и деньги из области в АРП поступать почти перестали», — пояснил источник.

Это стало началом конца одного из самых крупных бизнес-сообществ региона (в лучшие времена в АРП состояло свыше 1000 предпринимателей). В 2016 году Вадим Морозов даже не стал заявлять свою кандидатуру на выборы в Законодательное собрание региона. По словам источника, главам районов еще до выборов был представлен «будущий депутат», на которого ставили областные власти — бывший справедливоросс Игорь Антропенко.

В декабре 2016 года Морозов покинул пост председателя АРП. Организация практически сразу пришла в упадок и на данный момент все еще существует, но реальной политической или лоббистской силой не является.

Замена и новые юрлица

«Губернаторской» организацией бизнесменов в 2018 году стал Союз организаций торговли Омской области, основанный в 2003 году. В 2018 году союз организовал розыгрыш призов в день выборов губернатора Омской области. На избирательных участках омичи от Союза организаций торговли Омской области получали купон и отправлялись за призами, среди которых были скидки в популярных магазинах, бытовая и видеотехника, инструменты, два автомобиля «Лада Веста». Формально розыгрыш союза и явка на выборы никак не были связаны. В 2020 году организация вновь провела розыгрыш призов на голосовании по внесению поправок в Конституцию РФ.

Руководит Союзом организаций торговли Омской области Борис Сватков. Омичам он также известен как участник судебного спора за территорию Центрального пляжа Омска. Там у Сваткова уже есть платный участок с бассейном и шезлонгами. В течение последних трех лет он пытался отсудить у мэрии Омска еще несколько сотен квадратных метров пляжа, но в суде неизменно проигрывал.

Впрочем, функционал текущих объединений бизнесменов, по мнению экс-работника АРП, намного меньше, чем был у организации Вадима Морозова.

«Десять лет назад, безусловно, такие объединения были жизненно необходимы. Тогда времена были другими — чтобы власти тебе помогли, нужно было быть известным, именитым бизнесменом. Сейчас же достаточно обратиться в министерство, и ты, скорее всего, будешь услышан. Раньше предприниматели действительно стремились туда попасть. Сейчас это совсем не обязательно», — пояснил собеседник редакции.

По его словам, регион перенасыщен различными союзами, ассоциациями и фондами поддержки бизнеса, которые фактически помощи предпринимателям не оказывают, но при этом существуют с их взносов и дотаций из бюджета.

«Еще во время моей работы в АРП люди недоумевали, зачем создаются те или иные организации. Например, так было с местной „Деловой Россией“ — создать ее создали, но как с ней работать, а, самое главное, для чего, нам не сказали. Но совместных каких-то мероприятий требовали. У нас так до сих пор: создавать что-то для галочки — обязательно, но качественно наладить работу — нет», — считает источник.

Однако практика показывает, что количество подобных объединений и союзов, призванных «помогать» бизнесу находить общий язык с властями и партнерами, за последние несколько лет почти не изменилось. При этом в инфополе такие организации, которые по своей сути должны лоббировать интересы своих представителей, почти никак не проявляются.

За последние три года громче всех в СМИ прогремела новость об омском банкире Станиславе Мацелевиче и его саморегулируемой организации «Первая гильдия строителей». Сам банкир был обвинен в отмывании денег, а ПГС была признана банкротом и теперь должна выплатить 975 млн рублей Национальному объединению строителей (НОРСТРОЙ).

Зато областные власти продолжают плодить юридические лица, необходимость существования которых вызывает вопросы. Так, в декабре 2019 года появилась Ассоциации экспортеров Омской области. Организация позиционирует себя как объединение юридических лиц. Правда, в состав его учредителей в своем большинстве входят — на момент публикации — государственные структуры. В частности, совладельцами юрлица значатся Агентство развития и инвестиций Омской области, Омская торгово-промышленная палата и Фонд поддержки предпринимательства.

Помимо этого в соучредителях оказалась микрокредитная компания, принадлежащая областным властям, — «Региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства». Ее уставный капитал принадлежит министерству финансов региона и его главе Вадиму Чеченко.

Клубы по интересам

Однако омские бизнесмены участвуют не только в государственных объединениях, но и в различных «клубах по интересам», зачастую как юридические лица не оформленных. Один из самых известных на сегодня в городе — бизнес-клуб Momentum. Город55 пообщался с его президентом Денисом Моисеевым, чтобы узнать, зачем бизнесменам объединяться в клубы и чем они там занимаются.

«В первую очередь, клубы нужны, чтобы предприниматели могли делиться опытом, помогать друг другу. В последние годы я не вижу роста количества клубов в Омске, хотя был бы очень рад этому, потому что те, кто по каким-то причинам не могут попасть в клуб Momentum, хотят вступить во что-то подобное, а вариантов немного», — пояснил Моисеев.

Действительно, активных клубов для бизнесменов в регионе оказалось не так уж много. Наиболее известными из них являются ротари-клуб «Омск-Достоевский», Клуб деловых людей, Клуб читающих бизнесменов и Клуб деловых женщин. В последний, само собой, входят только представительницы прекрасной половины омского бизнес-сообщества, в отличие от клуба Momentum, в котором женщин нет совсем.

«Это самый частый вопрос к нам, причем от женщин, мужчины почему-то его не задают. Как-то так сложилось, что в клубе одни парни, но девушки к нам тоже хотели вступить, просто отбор не прошли. По причинам, не связанным с полом. А потом, когда нас стало больше 15 человек, мы на стратегической сессии решили, что мы мужской клуб, но идея сделать Momentum Woman у нас есть, но это пока просто идея», — отметил Моисеев.

По его словам, основная задача клуба — наладить взаимопомощь и дружеские отношения между его участниками. В целом, уверен Моисеев, такая позиция свойственна всем бизнес-клубам города. По его словам, основная польза таких объединений заключается в том, что их участникам без проблем через одноклубников найти контакты нужных людей, получить ответы на свои вопросы, причем не просто теорию, а практические советы. Самое же важное — это общение с такими же предпринимателями, как ты.

«Я дважды был президентом ротари-клуба „Омск-Достоевский“ в разные годы. Такие клубы есть в более чем 130 странах мира. У нас, на самом деле, в состав участников входят не только бизнесмены, но и люди из власти и других сфер. Это нормальная практика, когда люди объединяются вокруг своих интересов, кто-то интересуется историей, кто-то ораторским искусством. Мы же ротарианцы», — пояснил председатель совета директоров агентства недвижимости «Миард» Павел Кручинский.

Отметим, что ротари — это сеть клубов, своей целью ставящая служение обществу. Ротарианцы позиционируют себя как благотворители, инвесторы, меценаты и общественники. Они стараются найти баланс между желанием получить выгоду и прибыль (как предприниматели) и желанием помочь окружающим (как общественники и благотворители). Проще говоря, ротари позиционируют себя как «бизнес с человеческим лицом». Слухи периодически связывают ротари-движение с масонством, однако сами ротарианцы эту связь отрицают.

«Я слышал, что существуют какие-то клубы, которые работают только для того, чтобы получать взносы от доверчивых бизнесменов. Но такое явление бывает крайне редко, и такие организации дольше года не живут, в Омске про такое я не слышал. А все, что основано на каких-то гуманных или гуманитарных целях, живет долго и работает. Как, например, ротари-клуб, который в Омской области работает более 20 лет», — отметил Кручинский.

Сухой остаток

В целом оба предпринимателя уверены в том, что деятельность вот таких клубов по интересам необходима, а их условная элитарность определяется лишь тем, насколько человек хочет туда попасть и какие усилия он готов прикладывать к тому, чтобы изменить город и пространство вокруг себя.

«Я уже более двух лет занимаю должность президента клуба и понял, что ничего не получится, если у людей глаза не горят и они не стараются. В клубах фактически нет ценности, она в людях и в их желаниях. А что касается государственных инициатив, различных фондов и ассоциаций, то такое желание, на мой взгляд, хорошее, но я вижу, что можно сделать лучше», — резюмировал Денис Моисеев.

По словам бизнесменов, в XXI веке уже необязательно состоять в каких-то формальных объединениях, которые дают больше возможностей для претворения своих проектов в жизнь. Намного важнее в текущих условиях иметь команду единомышленников и возможность общаться с теми, кто окажет реальную помощь.

"