Posted 30 апреля 2020,, 05:11

Published 30 апреля 2020,, 05:11

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

иллюстрация

Реквизиция свободы: что сулят омичам режимы ЧС и ЧП и почему они точно не нужны

30 апреля 2020, 05:11
Фото: Медиахолдинг1Mi
иллюстрация
Жители Омской области в социальных сетях продолжают настаивать на введении в регионе (и в целом по России) особых режимов, надеясь на помощь государства в сложной эпидемиологической и экономической обстановке. Незнакомые с законодательством, омичи сами не понимают, о чем просят.

Группа ВК «Город55» изобилует комментариями читателей под материалами с гневным посылом: «Самоизоляцию соблюдать не хочу, вводите режим ЧС, выплатите мне компенсацию, а я буду сидеть дома».

При этом сам федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» люди в основном не читали. Город55 детально ознакомился с каждой буквой этого документа и ряда других норм и решил максимально просто и доходчиво показать, что испытают омичи, если будет введен режим ЧС.

Отметим, что ранее редакция уже проводила реконструкцию протекания эпидемии в Омске. С ней можно ознакомиться здесь.

Дисклеймер: материал не призван разжигать панику среди населения. Редакция лишь в теории рассказывает, что ждет омичей, если режим ЧС будет применен в самом его жестком формате и государство воспользуется всеми возможностями, которыми наделено. Повторимся: предупрежден — значит вооружен.

Ну ввели и ввели. Дальше что?

Первое, с чем столкнутся омичи, — новые ограничения и обязанности. По закону власти имеют полное право ограничить передвижение горожан на подкарантинной территории (ею может являться весь субъект РФ). ЧС откатит все послабления для омичей и бизнеса — из дома можно будет выходить только в аптеки и магазины.

В законе никак не прописана деятельность компаний, доставляющих еду курьерами. Однако в рамках ЧС, скорее всего, люди отправятся со своих работ (в группе риска также таксисты и почтальоны) в бессрочные отпуска или количество работников будет значительно сокращено.

При объявлении режима ЧС власти имеют право на реквизицию имущества граждан для ликвидации последствий ситуации или недопущения ее ухудшения. По сути своей реквизиция — временный отъем имущества (в том числе и недвижимого) государством для выполнения поставленных задач. Первыми под прицел властей и силовиков попадет транспорт — личные автобусы и различная техника омичей. За реквизицию, само собой, государство заплатит омичам, но это будет уже после отмены режима ЧС.

В городе могут начнаться точечные эвакуации. И хотя прямого права на это у властей нет, в постановлении правительства РФ № 417 от 2 апреля 2020 года указано, что рядовые граждане и организации на момент оповещения об экстренной эвакуации обязаны содействовать проводящим эвакуационные мероприятия органам госвласти и местного самоуправления. Получается, что «косвенное» право у властей на эвакуацию населения во время режима ЧС все же есть.

Эвакуированные омичи будут отправляться в специальные места, подготовленные для пребывания большого количества людей. Это может быть как барак по типу военной казармы, так и полевой лагерь. Само собой, в таких местах будет царить соответствующая атмосфера. В это же время квартиры эвакуированных могут быть реквизированы как небольшие ситуационные штабы или место для проживания военных специалистов.

Терпение и труд

Однако «отдыхать» в эвакуационном лагере омичам также не удастся. В таких местах их будут учить приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам охраны жизни людей, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Будут проводиться экзамены по усвоенным дисциплинам.

Обеспечивать «лагерных» жителей будет государство — питание, одежда и койко-место установленного образца, при этом другого взять будет неоткуда. Все, кто побывал в армии в течение последних 5-10 лет, поймут, что к таким условиям, несмотря на их сложность, необходимо будет привыкнуть.

Но и это еще не все — в тяжелой ситуации эвакуированные омичи могут привлекаться к аварийно-спасательным и другим неотложным работам. Впрочем, даже омичей, оставшихся в своих домах, может постигнуть такая участь — власти имеют полное право временно перевести человека на другую работу на срок до месяца без его согласия.

Омичей начнут привлекать к работам в выходные и праздники (для этого даже не требуется письменное согласие), а также в нерабочие часы в будние дни (здесь властям придется заручиться их письменным согласием). Помимо этого любое юрлицо может ввести режим простоя, во время которого будет платить всего 2/3 заработной платы своим сотрудникам.

При этом в сложном положении окажется и сам бизнес. С первого дня введения режима ЧС предприятия продолжат самостоятельно финансировать мероприятия по защите работников от коронавируса, а также предоставлять работникам и иным гражданам средства индивидуальной и коллективной защиты.

Также в компаниях начнутся массовые проверки МЧС — по закону любая фирма обязана иметь финансовый и материальный резерв. Если такового не окажется, то руководство ждет штраф. При этом сама деятельность фирм может быть поставлена под угрозу — власти имеют полное право переориентировать предприятие на смежную деятельность (заставить ателье шить костюмы химзащиты, а строителей домов — возводить полевые лагеря).

В случае если директор переориентируемого юрлица откажется выполнять требования властей, те имеют полное право временно сместить его с должности, назначив своего человека. Сам же он может быть также отправлен в «лагерь» на общих основаниях, и к работе в фирме вернется уже после отмены режима ЧС.

Ради льгот можно и потерпеть

При всем этом в законе не прописано, что власти, будь то федеральные, региональные или местные, обязаны компенсировать затраты бизнеса и рядовых омичей. В законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не указано, что власти обязаны выплачивать компенсации. Более того, никаких нормативных актов о массовых выплатах при ЧС не разработано.

В качестве примера можно вспомнить чрезвычайную ситуацию в Иркутской области в августе 2019 года. Из-за наводнения без жилья осталось около десятка тысяч человек, однако впоследствии компенсации, как установила прокуратура, получили не все из них. Более того, о каждой мере поддержки объявлялось отдельно, так как решение принималось правительством региона отдельными актами. Это значит, что в Омске в индивидуальном порядке получат поддержку некоторые физические и юридические лица, но надеяться на то, что она достанется всем, не приходится.

Согласно закону, поддержка оказывается лишь пострадавшим от чрезвычайной ситуации, но не тем, кто пострадал (например, остался без работы из-за карантина) от введения соответствующего режима. В таком случае единственный способ выбить деньги — доказать неправомерность введения режима ЧС в суде, так как в соответствии со ст. 1069 ГК власти РФ отвечают только за вред, причиненный в результате их незаконных действий или бездействия. Поэтому, как ни парадоксально, если власти введут режим ЧС, то никаких компенсаций населению ждать не стоит.

С бизнесом ситуация обстоит несколько иначе — он имеет право на компенсацию только в случае, если нанесение ущерба произошло при осуществлении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Вся загвоздка в том, что эти самые мероприятия юрлица обязаны проводить самостоятельно или с помощью подрядчика. В таком случае выходит, что если клининговая компания сломала станок на вашем заводе, то с нее компенсацию получить можно. А вот если станок сломался из-за переработки (допустим, штампует резиновые маски для врачей), то компенсации не будет. Также предприятие может доказать, что режим ЧС введен незаконно, что позволит ему рассчитывать на компенсацию за незаконные действия властей.

Помимо этого в постановлении правительства № 439 об установлении требований к условиям внесения арендной платы прописаны условия для ее снижения. Однако все они носят рекомендательный характер, так как в любом договоре аренды присутствует две стороны, а значит, власть не может отдавать предпочтение какой-то одной из них.

Режим ЧС при этом не освобождает людей от принятых ими обязательств (выплаты кредитов, ипотеки и расходов на ЖКХ). Из п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ ясно, что максимум, на который смогут рассчитывать омичи, — отказ от начисления пени за их невыплату. Дело в том, что отсутствие возможности заработка из-за ограничительных мероприятий позволит избежать ответственности за несвоевременное исполнение обязательств. Однако сами ЖКХ-счета придется все равно оплачивать, так как отсутствие денег не является основанием для неуплаты.

При этом власти имеют право выделить в помощь омичам любую сумму, которую те потратят на выплату долгов. Однако условия выплат правительство может поставить любые. Например, запретить тратить субсидии на что-то кроме выплаты ипотеки или же выделять деньги только семьям, в которых есть несовершеннолетний ребенок.

Куда уж хуже?

Впрочем, со временем ситуация может только ухудшиться. Если режим ЧС не поможет справиться с коронавирусной инфекцией, то будет вводиться режим чрезвычайного положения. Фактически эта мера является «мирной» альтернативой военного положения. Этот режим может ввести только президент России Владимир Путин.

Когда этот режим будет введен, региональные и муниципальные власти утратят контроль над Омской областью, так как будет создан «временный орган управления территорией», который будет возглавлять комендант. Контролироваться орган будет военными.

В городе будет введена карточная система, установлены продовольственные нормы. Также будет установлен комендантский час, на улицах появятся сторожевые вышки, военные патрули. В городе будут запрещены собрания в количестве, превышающем трех человек. Людей, находящихся на улице без специальных разрешений, будут задерживать. Военные при таком режиме имеют полное право обыскивать омичей, их дома и транспортные средства.

Омичи лишатся ряда своих прав и свобод. Например, для всех работоспособных горожан будет введена обязательная трудовая повинность, так как даже международная Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» делает исключения в вопросах принудительного труда, говоря о ситуациях чрезвычайного положения. Практически все способные принести пользу юрлица будут реквизированы властями для переориентации на нужды населения во время пандемии и карантина.

Во время чрезвычайного положения, согласно ФКЗ № 3 в ред. от 03.07.2016, будет ограничена свобода печати и иных средств массовой информации «путем введения предварительной цензуры». Если не одобренная органом управления информация все же будет опубликована, то тираж газеты или журнала арестуют, автора материала задержат, а сайт заблокируют.

Во время режима чрезвычайного положения полностью останавливается деятельность политических партий, как и продажа спиртосодержащей продукции. Заключенные омских тюрем, временных и следственных изоляторов, находившиеся там на момент введения режима ЧП, останутся под стражей до его окончания.

Правовое минное поле

Сами юристы все еще до конца не определились, как толковать введение режима ЧС в рамках нарушения прав и свобод граждан. Например, юрист Игорь Пилипенко приводит в пример постановление правительства РФ от 28 декабря 2019 года № 1928, которое утвердило Правила предоставления денежных трансфертов в пользу бюджетов субъектов РФ в связи с чрезвычайными ситуациями.

«Я сам до недавнего времени не знал, что людям положены компенсации, но в постановлении об этом говорится. Документ был принят в конце прошлого года, и мы понимаем, к чему готовились власти. Людям же не нужно молчать, им нужно обращаться к работодателям, в региональное министерство труда и социального развития, чтобы показать всем, в каком положении они находятся», — отметил эксперт.

Однако все в том же постановлении не прописано прямое обязательство властей выплачивать компенсации людям. Так, член Общественной палаты РФ, юрист Анатолий Ремесло утверждает, что компенсации положены лишь жертвам террористического акта и пострадавшим от контртеррористических операций.

«Постановление регулирует не сами выплаты гражданам, а лишь правила предоставления денежных средств субъектам РФ. Решение о том, кому и за что выплачивать компенсации, будут принимать власти субъектов РФ», — цитирует Ремесло издание «РАПСИ».

Юрист уверен, что выводы о том, что россиян ждут массовые выплаты из-за режима ЧС, складываются из того, что непрактикущие юристы пытаются привлечь к себе внимание.

Солидарен с Ремесло и омич Максим Дуденко. Юрист уже сейчас, во время режима самоизоляции, остался без компенсационных выплат, так как не попал ни в одну из категорий, озвученных президентом. Новых мер поддержки от государства он также не ждет.

«У меня в 2018 году родился ребенок, но нам компенсации не положено. Потому что ее получают лишь те, кто претендует на материнский капитал, который мы не получаем. В итоге странная ситуация оказалась — ребенок маленький есть, но на него государство денег выделять не хочет, а на тех, у кого уже есть материнский капитал, деньги находятся», — пояснил Дуденко.

Во вводе режима ЧС или ЧП он также не видит ничего положительного. Подобные настроения в обществе, по его словам, складываются из-за того, что население юридически неграмотно, поэтому просит о том, о чем на самом деле понятия не имеет.

"