Posted 18 декабря 2019, 05:19

Published 18 декабря 2019, 05:19

Modified 19 августа 2024, 21:19

Updated 19 августа 2024, 21:19

Омск депрессивный. Почему мы все время ноем

18 декабря 2019, 05:19
Психотерапевтический сеанс в «Омске офигенном». Разбираемся, почему омичи считают свой город исчадием ада и делает ли это их несчастнее «по жизни». И помните: убегаешь из Омска — бежишь от себя.

Говорить про депрессивный Омск — давно сложившийся тренд. Особенно популярна эта тема в интернете, где ее выразителями стали мрачно-ироничные мемы. Хтонь, безысходность, апокалиптичное мироощущение, Омская птица, «Не пытайтесь покинуть Омск». Конечно, это гипербола, но в отсутствие спланированного брендирования города именно эти категории оказались частью его самоопределения.

Феномен омских мемов мы уже рассматривали подробно. Но дело не только в них. Коллективное бессознательное подхватило и растиражировало простую идею: здесь все плохо, надо бежать. Она не анализируется, а самовоспроизводится. То, что это дурно влияет на имидж города, — очевидно. Но есть и более важный ракурс: как это влияет на нас. Депрессивный Омск — это значит, что здесь живут депрессивные люди? Стрессовая нагрузка здесь выше, чем в других городах? Общий негативный фон заставляет страдать нас больше? Вообще-то нет, и об этом говорят практикующие психотерапевты.

«Не сказал бы, что есть что-то характерное именно для омичей. Часто ко мне приходят люди с тревожностью, но это связано с универсальными проблемами: работа, семья, трудности с самореализацией, экзистенциальные кризисы. Это проблемы не только Омска. Хотя люди читают в СМИ, что мы чемпионы по оттоку населения, все это усугубляет сомнения: стоит ли остаться или уехать. Но спрос на психологические услуги здесь даже меньше», — считает психотерапевт Дмитрий Гусев.

Спрос ниже, потому что мода на психотерапию медленнее доходит в регионы, оговаривается он. И потому что сеансы дороговаты для получателя средней омской зарплаты.

Но это не делает ситуацию здесь уникальной. Людей тревожат одни и те же «вечные» вопросы, внутренние конфликты, проблемы в отношениях, «потеря себя». Это не меняется со временем и не зависит от географии.

Что, собственно, с Омском не так? Триггером «чемоданных» настроений обычно служат бедность и низкие зарплаты. Недостаток социальной инфраструктуры, комфортной городской среды, изъяны благоустройства. Для кого-то — трудности с бизнесом на фоне низкой покупательной способности. Все это тоже типично для любого российского города. Не сказать, что уровень жизни здесь кардинально отличается. Даже в столице, где выше зарплаты, но выше и траты, соотношение доходов и расходов не сильно меняется. А более быстрый темп жизни и высокая конкуренция — дополнительный фактор стресса. Да, многие специалисты едут в «центр» за профессиональной самореализацией, но так было всегда, не только в Омске и не только в России. Непонятно, откуда берутся хтонь и апокалипсис и почему переезд становится идеей-фикс для такого количества людей.

«Зачастую люди, которые сетуют на город, на страну, на правительство, на родителей, просто «включают» защитный механизм. Когда у человека в жизни что-то не клеится, ему надо связать это с чем-то внешним, перенести ответственность с себя. «У нас город такой, что вы хотите?» Или: «В Москве манифестации разгоняют, тут полицейское государство, а вы говорите про то, чтобы хорошо себя чувствовать».

Здесь возникает цепная реакция. Не кинуть камень в Омск или в правительство как-то даже немейнстримно. Это становится привлекательной идеей, защитной стратегией для других людей — человек находит готовое объяснение тому, что что-то в жизни у него не так. И он может прилагать меньше усилий, чтобы решать свои собственные проблемы»,считает психотерапевт Григорий Овцов

«Не пытайтесь покинуть Омск» для омича в этом смысле не уникальнее, чем «Россия для грустных» для жителя любого другого региона. Мы любим мрачные мемы, потому что хотим простых объяснений. Причем депрессивные образы города влияют на наше сознание, даже если мы не обращаемся к ним напрямую. За нас об этом подумали другие. Это проскальзывает в бытовых разговорах, подкрепляется общим «нытьем», отъездом друзей и коллег. Запускается цепная реакция психологического самокодирования. Мемы начинают поддерживать сами себя, возникает замкнутый цикл.

Влияет ли это на качество жизни? Овцов говорит, что к реальным психологическим расстройствам общее нытье про Омск вряд ли может привести. Скорее, тормозит человека. Это как в астрологии, когда люди раз и навсегда объясняют свое поведение знаком зодиака («Я скорпион, что тут поделаешь»). «Синдром ноющего омича» стал для города такой константой, а сопутствующая самоирония — комфортной дистанцией, чтобы не выглядеть совсем уж комично. Поныть — вообще-то неплохо, это психологическая разгрузка, просьба о жалости и поддержке. Но тут энергия направляется не на поиск конструктивных решений, а на констатацию факта.

Хотя у фиксации на переезде могут быть и негативные следствия. Люди покидают зону комфорта в надежде, что все вмиг изменится, и оказываются «у разбитого корыта».

«Я на терапии сталкивался с ситуациями, когда у клиентов были установки, что надо переехать, там будет совсем другая жизнь, другая картинка за окном, там будет легче адаптироваться. А потом человек выходит на связь уже из Питера или Краснодара, и все-таки приходится с ним заниматься, потому что жизнь лучше не стала, как ни странно», — рассказывает Овцов.

Другая история — «жизнь на черновик» или «жизнь на потом», когда человек годами откладывает переезд в ожидании подходящих условий. Но здесь переезд — только один из мотивов. Откладывать изменения можно на «после вуза», «после того как уволюсь/женюсь/разведусь». «Часто такие планы либо не осуществляются, либо осуществляются, но не приносят облегчения. За желанием отложить на потом, как правило, стоят какие-то страхи, внутренние конфликты, которые мешают жить здесь и сейчас», — говорит терапевт.

В общем, вместо вечного нашего «НППО» в ответ на любую ситуацию лучше попытаться изжить «внутренний Омск» в себе. Перемена мест — это здорово, но когда вы едете «в», а не «из».

***

PS. В инфернальном образе Омска любят винить СМИ. Дескать, журналисты нагнетают негатив ради просмотров, приучая людей пренебрегать родным городом. Но пресса, по большому счету, — посредник, который воспроизводит востребованные аудиторией темы. Не тот ли это механизм с переносом ответственности, о котором говорилось выше? Взгляните на повестки других регионов: в них не меньше хтони и ужаса в соответствующих рубриках, но только Омск (да еще его интернет-конкурент Саратов) оказался законсервирован в депрессивных мемах. Дело точно в новостях?

Подпишитесь