Posted 29 мая 2019,, 13:38

Published 29 мая 2019,, 13:38

Modified 23 февраля 2022,, 13:11

Updated 23 февраля 2022,, 13:11

Буровая техника в РФ: наша цель — импортонезависимость

29 мая 2019, 13:38
По информации Минпромторга РФ, в последние три года рынок оборудования для бурения и эксплуатации наземных скважин составляет 56 млрд рублей. Большая часть от этой суммы приходится на сегмент буровых установок.

Далее следуют сектора верхних приводов и забойных двигателей. Порядка 15 млрд рублей тратятся на различную спецтехнику, инструменты и детали конструкций скважин.

Один из крупнейших игроков на данном рынке компания «Уралмаш НГО холдинг», в производственной линейке которой буровые установки занимают главное место. Сегодня в холдинг входят три завода, и они почти на 100% обеспечивают себя комплектующими.

«Мы на 95% имеем уже все комплектующие российского производства. Есть, конечно, составляющие импортные, но их доля совершенно мала. Если говорить про 3–4 года назад, то это было 40%», говорит генеральный директор компании «Уралмаш НГО холдинг» Юрий Карпов.

По словам руководителя предприятия, «Уралмаш» использует в бизнесе такой прием, как предзапуск буровых установок (оборудование изготавливает заранее, за счет заемных средств), чтобы заказчик смог в короткий срок получить буровую установку.

По данным Минпромторга, в прошлом году «Уралмаш» изготовил для заказчиков 18 буровых установок, почти полностью закрыв данный сегмент рынка тяжелого оборудования. В то же время в сегменте машин среднего веса, самом массовом на рынке РФ, преобладают поставщики из-за рубежа и в первую очередь из КНР. Легкую мобильную технику в 2018 году в РФ заказали всего три единицы.

Побороться за позиции в сегменте легкой техники намерена челябинская компания «Бурагрегат», основанная 10 лет назад. Начав с мобильных установок бурения для добычи воды, сегодня компания переключилась на малую строительную технику и на базе более ранних разработок создала установки для геологоразведки нефти и газа.

«Стоимость УРБ-2А2 на базе шасси „КамАЗ“ составляет на данный момент 5.6 млн рублей. Стоимость шасси „КамАЗа“ 3.6 млн рублей. Оставшаяся часть это как раз стоимость навесного оборудования», — рассказывает совладелица «Бурагрегата» Наталья Столярова.

Сегодня установки разведочного бурения занимают 30% портфеля продаж «Бурагрегата». Однако в РФ их заказывают редко, порядка 50% уходит в страны ближнего зарубежья в Казахстан и Узбекистан.

Приволжская компания «Римера», входящая в металлургическую группу ЧТПЗ, запустила новую линейку оборудования для гидроразрыва. Сейчас на предприятии задумались над роботизацией.

«Мы за 2019 год поставили себе задачу сделать первые несколько образцов ключей-роботов, пройти с ними опытно-подконтрольную эксплуатацию в нескольких компаниях чтобы в 2020 году быть полноценным игроком на рынке ключей-роботов», сказал генеральный директор группы компаний «Римера» Михаил Белов.

Запуск в серийное производство систем для гидроразрыва позволит заводу «Римера» нарастить долю бурового сегмента в пять-шесть раз. Залог на будущее запуск производства ключей-роботов.

По данным экспертов торгово-промышленной палаты России, у нашего рынка бурильного оборудования огромный потенциал для роста. Порядка 40% буровых сегодня в России уже выработали свой ресурс.

«Нам надо в ближайшие 3–4, максимум 5 лет выбывающие буровые заменить новыми. Минимальная оценка это 500 штук. Мы не производим сегодня столько. Мы не производим и половины. Значит, большие финансовые ресурсы уйдут не на российскую экономику, а за границу», рассказал в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК председатель комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Юрий Шафранник.

Президент союза нефтегазопромышленнков РФ Геннадий Шмаль считает, что главная задача наших нефтяников и машиностроителей как можно скорее стать «импортонезависимыми».

«В прошлом году было добыто 555 млн тонн нефти. Мы увеличили экспорт газа, в том числе в Европу. При этом зависимость от импортных составляющих сокращается. Мне больше нравится слово не „импортозамещение“, а „импортонезависимость“. Цель отрасли — достигнуть импортонезависимости в 80%. Мы видим, что работа, которая проводится Минпромторгом совместно с Министерством энергетики, дает результаты», сказал он.

Кроме того, потенциал рост видится в развитии систем лизинга бурового оборудования и разработки программ утилизации буровых.

"