Posted 4 декабря 2018,, 04:20

Published 4 декабря 2018,, 04:20

Modified 23 февраля 2022,, 13:01

Updated 23 февраля 2022,, 13:01

На простых примерах объясняем, почему растут цены в магазинах

4 декабря 2018, 04:20
Поймет даже ребенок.

Каждый новый поход в магазин рискует стать для омичей разочарованием – цены на прилавках растут быстрее, чем зарплата. Но вот понять, отчего это происходит, удается крайне редко. Люди вполне справедливо задаются вопросами: а можно сделать так, чтобы цены не росли такими темпами? Может ли Центробанк остановить этот процесс? Какая связь между ценой на килограмм картошки и ставкой по кредиту?

На столь наивные, но весьма животрепещущие вопросы отвечает Город55.

Нельзя просто взять и заморозить цены.

С точки зрения обывателя, который слабо разбирается в экономике, самое простое решение проблемы является самым верным – издать указ о том, что запрещается повышать цены. Тут-то все и заживут!

Однако подобное решение запустит удивительный процесс перемещения в прошлое. Магазины превратятся в сельпо из 80-х – в них просто исчезнут все продукты. Вернутся полупустые полки, в стране начнется дефицит, и снова расцветет спекуляция.

Проще говоря, цена – это своего рода язык, на котором поставщик общается с покупателем. Простой пример: допустим, одна фирма выпускает одновременно резиновые сапоги и калоши. Вот началась осень, и калоши пошли в ход – спрос на них увеличился, а, значит, и цены тоже возросли.

Но вот наступило дождливое время, калоши уже не спасают от грязи, людям нужны резиновые сапоги. При нормальном рынке цена на калоши должна упасть вместе со спросом, а фирма сделает упор на производство сапог, что уравновесит рынок.

А вот если цены будут фиксированными, то выйдет так, что спрос на резиновые сапоги просто заставит их исчезнуть с прилавков, начнется дефицит товара. При этом рынок наводнится дорогими и никому не нужными калошами. Естественно, что аналогичным способом фиксация цен повлияет на любой товар, в отношении которого она введена.

Центробанк может заставить цены опуститься?

Снижение цен (дефляция) в теории выглядит хорошо, но на самом деле может быть опаснее их резкого увеличения, особенно для экономики. Рассмотрим ситуацию, в которой продукты с каждым днем дешевеют в 2 раза.

Любой потребитель сразу смекнет, что лучше покупать колбасу не сегодня или завтра, а через 5 дней, когда она станет стоить совсем немного. Из-за этого образуется профицит (избыток) товаров.

Выйдет так, что деньги потребителей не поступят на завод, тот не закупит новое сырье, не произведет свой товар, не поставит его в магазин. В итоге, когда товары в торговых точках все же закончатся, выйдет так, что производить их будет не на что. Наступит экономический конец света.

Выходит, что небольшая стабильная инфляция – один из двигателей экономики. Благодаря ей доходы постепенно увеличиваются не только у продавцов и поставщиков, но и у потребителей. Стабильная инфляция позволяет прогнозировать развитие рынка, строить планы и развиваться. Эксперты уверены – стабильная инфляция в 4% является оптимальной для российской экономики.

«Цель Банка России – обеспечение ценовой стабильности, удержание инфляции вблизи 4%. Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции», – цитирует директора департамента денежно-кредитной политики Банка России Алексея Заботкина издание «Медиакорсеть».

Снизить инфляцию до 4% реально?

У нашей страны уже есть такой опыт – по итогам этого года уровень инфляции составил рекордные 2,5%. В 2019 году он прогнозируется на отметке в 3,8%-4,2%. Главная задача Банка России – удержать стоимость товаров и услуг в ценовом коридоре, не позволяя им выбиваться из строя.

Каждый год Центральный банк объявляет цель инфляции, проводит ее таргетирование. Почти всегда она одинакова – оставить повышение цен в целом по стране на уровне 4%, но не больше этого.

Стоит понимать, что 4% усредненный показатель, далеко не все товары подорожают на эту сумму. Какие-то вырастут в цене чуть больше, какие-то чуть меньше. Однако в целом потребительская корзина подрастет в цене именно на эти 4%.

Насколько статистика по ценам вообще может быть точной?

Люди зачастую склонны не доверять статистике. Порой они отмечают, что некоторые товары дорожают быстрее роста уровня инфляции, и это правда. Однако проблема в том, что человек обращает внимание лишь на то, что интересно конкретно ему.

Статистике же в этом плане все равно: если ваш любимый сорт колбасы подорожал сильнее, чем на 4%, это не значит, что специалисты ошибаются. Статистика сухо и беспристрастно оценивает весь рынок, даже то, что дешевеет, и выводит лишь общий показатель.

Существует еще несколько факторов, влияющих на восприятие человеком роста цен. Например, состоятельные люди предпочитают заграничную продукцию, поэтому из-за изменения курса валют инфляция может вырасти больше среднестатистического значения. Другой пример – на Кавказе большинство жителей не едят свинину, поэтому на них рост цен на этот вид мяса окажет значительно меньшее влияние, чем на жителей других регионов.

В России уровень инфляции измеряется так же, как и во всем мире. Оценивается так называемая потребительская корзина – набор продуктов и услуг из 500 позиций, которыми пользуется большинство россиян. Также учитывается и частота приобретения или пользования услугами. Например – едим мы каждый день, а вот покупаем автомобили далеко не так часто.

Может ли Центробанк повлиять на инфляцию?

Так как Центробанк выступает за стабильно низкую инфляцию, то он старается корректировать ее таким образом, чтобы цены не выступали за рамки установленных правил. Это называется монетарной (англ. monetary policy) или же денежно-кредитной политикой.

Основным инструментом монетарной политики Центрального банка России и является ключевая ставка. Это процент, под который коммерческие деньги занимают у Банка России или отдают средства на депозиты. Благодаря тонкому расчету специалистов, ключевая ставка фиксируется на том самом уровне, который необходим, чтобы инфляция оставалась вблизи целевого уровня (4%).

Как конкретно ключевая ставка может повлиять на инфляцию?

Основная задача ключевой ставки – регуляция реальной стоимости денег. При помощи этого механизма при росте ключевой ставки неизбежно растут проценты и по обычным кредитам – потребительским, ипотечным и многим другим. Это, в свою очередь, меняет отношение к деньгам и самих россиян – при дорогом кредите на машину потребители не спешат тратить деньги и копят их, в это время снижается спрос. Вместе с ним падает и инфляция, так как при низком спросе продавец будет вынужден снизить цены.

Обратная ситуация работает таким же образом – при снижении ключевой ставки кредиты в стране дешевеют, на рынок попадает больше денег. Люди чаще посещают общественные места, покупают новые телефоны. Из-за этого спрос возрастает, что неумолимо влечет за собой повышение инфляции.

При этом изменение уровня ключевой ставки сказывается на инфляции не сразу, а постепенно. Необходимый от принятых мер эффект обычно достигается в срок от 9 до 18 месяцев. В экономическом плане ключевая ставка похожа на гравитацию – если она долгое время не меняется, ее почти никто не замечает, однако вне зависимости от этого она влияет на все.

А что будет, если ЦБ резко снизит ключевую ставку?

Первый эффект от такой меры, само собой, может показаться чрезвычайно позитивным. На рынок хлынет огромное количество денег, экономика рванет вверх, а спрос на множество товаров достигнет небывалых высот.

Однако в этом и кроется основная проблема резкого снижения ключевой ставки – деньги станут слишком дешевыми и начнут обесцениваться. Люди начнут сметать товары с полок, возникнет дефицит. А это, в свою очередь, приведет к резкому росту инфляции.

Возникнет большая экономическая проблема – цены на многие товары и услуги рванут вверх. При этом не стоит сбрасывать со счетов и коммерческие банки – там тоже сидят аналитики. Они для того, чтобы не допустить лишних денег на рынок, могут, наоборот, поднять свою ставку.

А у меня есть собственная инфляция?

Все люди разные, поэтому один и тот же уровень инфляции может по-разному влиять на людей. Чаще всего это возникает из-за разницы в потребительских корзинах людей. Также для каждого региона есть свой собственный показатель инфляции, который тоже может отличаться от других значений.

Для определения собственного уровня инфляции необходимо составить собственную потребительскую корзину. Нужно проследить, какими товарами или услугами вы чаще пользуетесь, что едите, какую одежду носите, на чем передвигаетесь.

Затем следует составить примерную таблицу, в которой будут учтены основные пункты, и обновлять в ней значения каждый месяц хотя бы на протяжении одного года. Если период наблюдения будет короче, результатам таблицы можно будет доверять лишь с оговорками, например, в ней не учтены сезонные изменения (например, мороженое всегда стоит летом дороже).

Подробнее об инфляции и о том, как посчитать собственный индекс цен, по этой ссылке.

"