Новые правила ОСАГО: аккуратным водителям скидки, лихачам - надбавки

Новые правила ОСАГО: аккуратным водителям скидки, лихачам - надбавки

23 ноября 2018, 10:20
Фото: freephotos.cc
С 2019 года российских автомобилистов ждет большая реформа системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Изменения будут проходить поэтапно.

По мнению экспертов, переход на новые правила формирования тарифов позволит установить более справедливые цены на полис - средняя стоимость страхования не вырастет, а для прилежных водителей даже снизится.

Территориальный коэффициент

Сегодня правила расчета цены ОСАГО принимают во внимание ряд коэффициентов – возраст водителя, его стаж, мощность транспортного средства, число ДТП, совершенных на данном автомобиле, а еще территориальный коэффициент, влияющий на повышение или снижение стоимости полиса, в зависимости от места регистрации автовладельца. Стоит отметить, что такая формула расчета, с использованием коэффициентов, действует с 2003 года и на сегодняшний день считается устаревшей.

В новом законе об ОСАГО предлагается отказаться от территориального коэффициента, сообщает newstracker.ru. Таким образом на цену страховки не будет влиять место проживания водителя. Сегодня же ситуация складывается таким образом, что стоимость автогражданки может колебаться в большом диапазоне – от увеличения в два раза до снижения на 40%. Например, жители Омска платят за полис с повышающим коэффициентом 1,6, а жители районов, наоборот, имеют понижающий коэффициент 0,9. В таком случае смена прописки с областной на городскую приводит к увеличению стоимости автостраховки. Бывает и обратный эффект, когда в Омск переезжают из регионов, где коэффициент выше.

«Мы переехали в Омск из Мурманска, там региональный коэффициент выше почти в два раза. Считайте, перевезли сразу три машины: мою, жены и рабочую. Учитывая разницу в коэффициентах, я не поленился поставить машины на учет в Омске и теперь экономлю на автостраховке. Копейка рубль бережет», - рассказывает автомобилист Исаак.

Эксперт Центробанка подтверждает - сегодняшний порядок расчета не принимает во внимание многие существенные параметры.

«Действующую систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. К примеру, неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя Челябинска. Другой случай. Два водителя с автомобилями ВАЗ мощностью 87 л. с. из Мурманска. У одного стаж 3 года, у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них сегодня почти одинаковая или несущественно различается», - сказал директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

По мнению эксперта, нынешняя негибкая система тарификации была хороша на момент старта у нас в стране ОСАГО. В то время она не давала возможности страховым компаниям (СК) завышать цены и делала автогражданку легкодоступной для большей части автовладельцев. Однако спустя время стало понятно, что формула расчета страховки имеет склонность к уравниловке, а порой бывает и вовсе несправедливой по отношению к аккуратному водителю, вынуждая того, по сути, платить за лихача.

В новой редакции закона об ОСАГО предлагается дать страховым компаниям полномочия применять дополнительные параметры при расчете стоимости страховки и определять для каждого водителя свой персональный тариф в диапазоне тарифного коридора. В качестве критериев, подлежащих учету, могут стать личные характеристики автомобилиста – как он водит машину, режим его поездок, сколько раз попадал в ДТП, сколько у него штрафов ГИБДД и другое. В этом случае таксисты и автолихачи будут платить больше, а аккуратные водители с большим опытом, изредка выезжающие, к примеру, на дачу, потратят на полис меньше.

ОСАГО без учета мощности

На втором этапе внедрения авторы реформы ОСАГО предлагают отменить учет мощности транспортного средства при расчете страховки. На сегодняшний день, если у вас автомобиль с двигателем в диапазоне 120-150 л. с., то цена полиса сразу подскакивает на 40% или более чем на две тысячи рублей. А если 151 л. с. и выше, автомобилист платит на 60% больше, надбавка почти 3,5 тысячи рублей. А машин с двигателем более 120 лошадиных сил на дорогах все больше. Также в новой редакции закона полностью исключается надбавка для автомобилей с мотором мощностью от 71 до 100 л. с.

Сегодня страховщики не прочь дать водителям более выгодные условия страхования, но ограничительные рамки законодательства не позволяют им этого. Есть и другая сторона вопроса. Страховые компании были бы рады «наказать рублем», оформив более дорогую страховку для злостных лихачей, но существующая система не дает и этого сделать. По новой формуле ОСАГО такое станет возможным.

Стоимость страховки

Ключевой вопрос, который волнует автомобилистов накануне реформ – что будет с ценой на полис ОСАГО.

В Центральном Банке РФ говорят, что добросовестным водителям волноваться не о чем. Для них страховка останется на прежнем уровне, возможно, даже снизится. А вот нарушителям и лихачам придется несладко, для них цена полиса повысится.

«Сейчас это невозможно, даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2300 рублей, за три месяца попал в пять аварий с суммарным ущербом в 2,2 млн рублей. Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний были дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей и устанавливать справедливую стоимость для автолихачей», - отмечает директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

В тоже время авторы реформы предлагают не отказываться от ограничения на максимальную стоимость страховки для недопущения бесконтрольного роста цен. В новом законе будет добавлена формулировка, позволяющая Банку России потребовать у страховщика снизить цену, если компания начнет зарабатывать сверх меры. Кроме того, страховые компании обяжут разместить на своих сайтах онлайн-калькуляторы, позволяющие получить ориентировочный расчет стоимости полиса по новым правилам.

Источник: ИА «Город55»

Подпишитесь