Posted 20 августа 2019,, 07:06

Published 20 августа 2019,, 07:06

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Комик из Омска Аделина Скуратова рассказала о стыде и страхе в мире стендапа

20 августа 2019, 07:06
Аделина Скуратова— младшая сестра основателя омской сети кофеен — занимается стендапом в Москве. Город55 поговорил с ней о том, жив или мертв юмор в Омске, почему она уехала отсюда и как выжить начинающему комику в московской комедийной индустрии.

В субботу в Омске состоялся первый бесплатный фестиваль стендапа Камеди Дэй, на котором выступили омские комики, а также хедлайнер — резидент популярного московского клуба Stand-up Club #1 Саша Малой. Мероприятие прошло в Камергерском переулке, основанном семьей Скуратовых, — родители девушки финансировали и помогали организовывать фестиваль. Как оказалось, степдап в городе интересен многим: изрядная часть зрителей провела на ногах почти пять часов. В переулке собралось несколько сотен поклонников жанра, «сидячие» места были заняты еще до начала, и многим людям пришлось слушать шутки стоя. Фестиваль затянулся до темноты, уровень выступающих был совершенно разный, было много начинающих и неопытных комиков, но обозначились и «любимцы» публики. Временами мероприятие «провисало» — однако уставшие зрители не расходились в ожидании хедлайнера. Саша Малой — известный московский комик, — сам несколько утомленный ожиданием, в финале вечера устроил практически фурор (к сожалению, записывать его выступление не разрешили).

Инициатор фестиваля, 22-летняя сестра Виктора Скуратова, некоторое время назад переехала в Москву. Днем она работает, а вечерами строит карьеру стендап-комика.

Вот ты начинающий комик в Москве. Что ты делаешь?

Просто ходишь по открытым микрофонам и выступаешь. Самое главное в комедии — много выступлений. Чем больше выступаешь, тем лучше получается. Стараешься записаться — в Москве это тяжело. Во-первых, все сюда приезжают, во-вторых, самих московских комиков очень много. Вход в эту тусовку тяжелый, потому что много условий: надо привести с собой двух зрителей, надо, чтобы каждый из них заплатил депозит по 500 рублей. Если таких условий нет, то места заканчиваются секунд за 30. Сейчас открылось новое объединение, где, либо ты приводишь друга, либо сам выпиваешь. Это намного облегчает задачу: ты просто платишь за себя деньги и не нужно никого напрягать. Открытые микрофоны — это не самые лучшие мероприятия, потому что хорошие комики проверяют там свои новые шутки, а новички просто пытаются шутить.

Как правило, открытые микрофоны проседают, они не очень динамичные. Плюс к тому я рассказываю один и тот же материал — хочу проверить его на разных публиках. Моим друзьям неинтересно, потому что они уже слышали это три-четыре раза.

Ты выступила в определенном количестве открытых микрофонов — какой идеал карьеры дальше?

Говорят, что самое крутое для комика — спешл, он же сольник, на Netflix. Но тут все зависит от комика: кто-то идет на ТНТ, есть «офисные работники» — люди, которые пишут материал, потому что им не очень нравится выступать, кто-то хочет стать сценаристом, снимает свои сериалы, у кого-то свои You-Tube шоу. Редко сейчас кто-то просто выступает, потому что с этого очень тяжело зарабатывать в наших реалиях. Многие уходят в Stand-up Club #1 — там резидентам, насколько я понимаю, платят зарплату. Сейчас мы везем хедлайнера на фестиваль [из этого клуба] и платим за 30 минут энную сумму. Так они могут ездить по городам, если куда-то пригласили.

То есть основной пласт комиков в Москве ничего не зарабатывает?

Смотря кто. Комики среднего уровня ухватывают копеечки: где-то выиграли Money Mic [соревнование за вознаграждение], где-то провели мероприятие. Хорошие комики зарабатывают более систематически. Начинающие, вроде меня, — совсем нет. Работаешь на работе, вечером выступаешь и пытаешься привести свою комедию к какому-то хорошему уровню.

Я пока даже не представляю, как смогу на этом зарабатывать. Пока я пытаюсь создать продукт, который буду готова продавать, сейчас я не могу просить за это у людей деньги.

Я не так давно плотно начала этим заниматься. В мае устроилась на другую работу, где у меня утренняя смена, а по вечерам я могу выступать.

Юмор в России в последние годы кардинально изменился. Стендап сейчас — главный тренд. Раньше мы знали только ТНТ, которое было главным карьерным лифтом для комиков, теперь телевидение стало даже чем-то немного стыдным. Как это для тебя?

Телевизор для кого-то стремный, но главное, люди видят, что можно заниматься юмором без каких-то оценщиков. На ТНТ шутка должна быть, если не ошибаюсь, раз в три секунды. Комики должны лупить как из пулемета, у них много редактуры. И чаще всего я там мыслей никаких не слышу. Шутки-шутки-шутки — это неплохо, но сейчас мне интересно слышать какие-то мысли. Многие идут в комедию, потому что хотят не только славы, заработать денег, но и что-то сказать. Есть очень крутые комики — Артур Чапарян, например. Если рассматривать Comedy Club, то там совсем все грустно, потому что они делают то же, что 10 лет назад. Но сказать, что на ТНТ все суперстремно, я не могу. Зарплаты там, правда, тоже не очень. Те, кто делает по 3-10 минут [материала], получают 50-60 тыс в месяц, насколько я слышала.

А что в регионах? Тоже какой-то движ происходит или все уезжают в Москву?

В основном уезжают. Чтобы стать хорошим комиком, тебе надо очень много выступать. В Омске один микрофон в неделю — ты прекрасно понимаешь, что это вообще ни о чем. По идее, ты должен выступать два раза в день. А тут и не получится делать больше, потому что мало людей ходит. Ты приходишь проверить шутку, а они твой материал уже знают.

Нужно быть огромным альтруистом, чтобы сидеть в городе и развивать комедию. Все постепенно разъезжаются. В Омске у нас была неплохая тусовка, но почти все переехали в Москву и Питер. Но и при этом пришло много новых комиков — это круто.

Как отнеслись в семье к твоему увлечению? Брат [Виктор Скуратов] поддержал?

Сначала никак не реагировали, потому что я, бывает, метаюсь от одного к другому. Когда начала заниматься, давали советы, как всегда родственники: все на тебя накидываются, скидывают информацию: вот тут тебе отличная тема для стендапа. В целом положительно, семья и брат стали больше интересоваться этим — как и мы когда-то кофе. У нас семья очень поддерживающая, этим и можно объяснить, что мы занимаемся такими вещами, не совсем типичными.

При этом в стендапе много жестких и личных шуток. Как это воспринимают родители?

Я слышала, что многие ребята стесняются родителей, даже друзей. У меня все наоборот. С родителями я могу даже более жестко шутить, чем с какими-то знакомыми. Юмор у меня достаточно жесткий, но я столкнулась с тем, что и публика пока не готова, и я не научилась шутить хорошо. Перечитывала недавно материал годичной давности с какими-то жесткими шутками и думала: боже, какой это ужас. Проблема была не в жесткости, а в том, что шутки сами по себе плохие и плюс ко всему жесткие. Какая бы шутка ни была, ты все равно на 99% кого-то обидишь. Границ нет, но, если у тебя есть жесткая шутка, надо стараться сделать ее максимально смешной, иначе она будет восприниматься просто как грязь.

Ты стесняешься своих старых материалов?

Я вообще себя ненавижу. Это моя проблема, что мне постоянно стыдно и страшно, кажется, что я что-то скажу, и другие комики будут говорить: вот это фигню она шутит. Иногда из-за этого получается хуже, потому что неловкость все равно ощущается.

По идее, вообще ни на кого не нужно смотреть, это твой уровень сейчас и все равно, что думают остальные. Очень круто воспринимать это как работу. Ты говоришь шутку — реакции никакой. Ок, я это доработаю, ок, я это выкину.

Из чего у тебя получаются шутки? Это какой-то бытовой материал?

Изначально ты пишешь про себя, вспоминаешь, какая у тебя в жизни была боль, какие-то штуки, которые у тебя вызывают противоречивые эмоции. Потому что чаще всего шутку можно сделать не из того, что уже смешно, а наоборот. Сначала пишешь про себя, свою жизнь, какая работа, замужем-не замужем, переживаешь ли из-за этого — и раскручиваешь это. Потом, когда комик исписывается материалом о себе, он просто ходит и наблюдает. Это происходит чаще всего невольно. Поначалу ты специально пытаешься что-то замечать, хорошие комики [сходу ловят какие-то странные штуки]. Вообще да, по сути бытовуха. То, чем занимается комик, можно проследить по его темам.

Как пишутся шутки?

Мне тяжеловато писать шутки как человеку, который занимался спортом и привык к моментальной отдаче: ты либо проиграл, либо выиграл. А в комедии ты пишешь шутку, приходишь рассказывать и слушаешь реакцию. Она может быть нулевая, может быть слабенькая, и ты начинаешь думать. Многие комики сразу выкидывают шутку, если она не зашла, но это хорошие, состоявшиеся комики. Большинство может оттачивать шутку год: менять интонацию, расположение слов, менять ее саму. Это тяжелая кропотливая работа. Мне тяжеловато долго работать над одной и той же шуткой, глаз замыливается. По идее, должен быть друг, который свежим взглядом может оценить, привнести что-то новое.

Каково быть женщиной в стендапе? К женскому юмору отношение меняется, но все равно проскальзывает и холодок у аудитории, и сексисткие комментарии. Не сталкивалась с этим?

Феминизм постепенно приходит, я очень этому рада. Но это есть. Сталкиваюсь чаще всего среди комиков. Пришла на открытый микрофон, причем в Омске это было, я единственная девушка. Парень спросил: «Это что, сейчас про всякие женские штучки будут шуточки?» Потом вышел другой парень и выступал 10 минут с материалом про мастурбацию. В Москве этого сейчас меньше. При этом шоу «Женский стендап» на ТНТ мне не очень нравится, потому что оно обособленное. Мне бы хотелось, чтобы было 50 на 50. Само название «Женский стендап» для меня говорит о том, что это будет как Camedy Woman, — женщины будут шутить про своих мужей, что-то такого рода, низовое немного. Хотя это не так. Некоторые женщины устраивают свои фемстендапы, чтобы не сталкиваться с негативным отношением мужчин. Я с таким не слишком часто сталкивалась.

В основном это пошлые шутки в твою сторону, зрители могут что-то выкрикнуть. Бывало, я видела, мужчины возмущались, как девушка может такие вещи говорить на сцене, спрашивали, откуда я знаю такие слова. Есть очень дурацкое правило: нельзя ставить двух девушек подряд — мол, они просадят публику. Это самое сексистское правило, которое я слышала.

Ты не шутишь об этом?

Мне пока тяжело построить такие шутки. Была одна — что-то про изнасилования, построенная на том, что ребята бедные, в армию ходят, а нас зато насилуют. Она нормально как раз воспринималась. В целом это довольно тяжело. Даже Юлия Ахмедова, которая ездила со своим спешлом «Нет харассменту», и многие мужчины уходили из зала. Тут проблема, что она на ТНТ не поднимает такие темы, и категория людей, которая к ней ходит, хочет видеть шутки про бывших и то, что она обычно говорит. Хотя она очень умная. Это у меня тоже вызывает вопросы — почему она не шутит на такие темы на ТНТ. Как будто ее взяли поставить галочку, что у нас есть женщина, и не разрешают ей шутить на такие темы. У меня такое впечатление складывается, реально обидно за нее.

Почему ты организовала фестиваль в Омске? Для тебя это какой-то личный вклад?

Это первый раз, когда я организовываю что-либо. Было достаточно сложно еще и из Москвы делать все это. Но я, скорее, помогала, в основном [омские] ребята все сделали. Очень хочется развивать в Омске стендап. Но пока я не вижу возможностей развиваться самой и развивать комедию.

Как заманила Сашу Малого?

За деньги. У них есть определенная цифра, за которую они готовы ехать.

С его стороны никакой идейности не было?

У них свои проблемы, они крутые комики, которые состоялись. Поэтому понятно, что они мало рассматривают города, о которых ничего не слышали. Очевидно, что ему вряд ли интересно развитие стендапа в Омске. Я с ним связывалась через другого комика, лично с ним я не знакома — пару раз здоровалась на открытых микрофонах. В основном это была идея родителей, бара «1984», они это все организуют. Им это захотелось, наверное, и потому что я этим занимаюсь. Ребятам из омского стендапа было интересно, и самой мне хотелось выступить на крупной достаточно площадке. Здесь фестиваль бесплатный, в это вкидывается [со стороны организаторов] много денег, и выхлопа, скорее всего, не будет.

"