Posted 26 июля 2019,, 12:40

Published 26 июля 2019,, 12:40

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Пациент скорее жив, чем мертв: что происходит со здравоохранением Омской области

26 июля 2019, 12:40
Омская область оказалась самым скупым регионом Сибири и Зауралья по уровню расходов местного минздрава на душу населения. Под угрозой оказалось открытие 26 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), а кадровый голод все еще очень силен. Город55 разбирается, все ли так плохо на самом деле.

Информационное агентство «Новые известия» составило рейтинг регионов России по качеству системы здравоохранения. Омская область в секторе «Сибирь и Урал» заняла в нем непочетное 11-е место, пропустив вперед бедные республики — Тыву и Алтай.

Самые бедные

Омская область оказалась самым «бедным» регионом своего сектора по медицинским расходам на душу населения. На поддержания здоровья омичей из регионального бюджета, по данным издания, тратится всего 2664.3 рубля — в 15 раз меньше, чем в Ямало-Ненецком автономном округе (40.6 тыс рублей). Компанию «аутсайдеров» нашему региону составили Курганская область (3982 рубля), Кемеровская область (4070.5 рубля), Алтайский край (4204.5 рубля) и Иркутская область (4697.6 рубля).

При этом Омская область — один из самых обеспеченных регионов своего сектора по количеству врачей — на 10 тысяч жителей приходится 40 эскулапов. Больше только в Томской области (40.9 врача), ЯНАО (44.4 врача), Республике Тыва (45.6 врача) и ХМАО (50.4 врача). Хуже всего дела с обеспеченностью медицинскими кадрами обстоят в Курганской области — на 10 тысяч жителей там приходится всего 24.3 врача.

В Омской области недостаток работников медицины все равно ощущается остро. Дело в том, что в отдаленных районах и деревнях региона люди работать не хотят. Из-за нехватки сельских докторов под угрозой срыва оказалось открытие 26 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП).

Индекс «живучести» в Омской области оказался в пределах средних значений, однако по сравнению с лидерами рейтинга хуже минимум в два раза. Так, на 1000 жителей в ЯНАО приходится всего 3.84 умерших (лучший показатель), а в Курганской области — 14.08 жителя (худший показатель). В нашем регионе показатель колеблется у планки от 10 до 11.9 умерших на 1000 жителей.

Регионами с самой качественной системой здравоохранения издание признало Тюменскую область (3-е место), ЯНАО (2-е место) и ХМАО (1-е место). Омская область оказалась 11-й. Хуже, как ни странно, обстоят дела в Свердловской области, Республике Хакасия и Алтайском крае. Абсолютными аутсайдерами рейтинга оказались Курганская и Кемеровская области.

Земские доктора

Острый кадровый голод признают и в самом министерстве здравоохранения Омской области. Так, как сообщили в минздраве Городу55, в городе обеспеченность врачами в два раза выше, чем на селе — 36.3 и 17.9 врача на 10 тысяч человек соответственно. Основные причины уменьшения количества работников в 2018 году — выход на пенсию (161 врач и 399 представителей среднего персонала) и переезд в другой регион (161 врач и 288 представителей среднего персонала). Еще 70 врачей и 139 сотрудников среднего персонала перешли в частные клиники.

Однако 5 лет назад ситуация с кадровым голодом, уверяют в министерстве, была намного хуже. В 2013 году потребность во врачах составляла 1156 человек, а в среднем медперсонале — 1047 человек. К 1 января 2019 года эти показатели уменьшились практически вдвое — до 762 врачей и 585 средних медработников. Наиболее востребованы участковые терапевты, педиатры, семейные врачи и фельдшеры ФАПов.

В попытках решить проблему недостатка медработников количество целевых мест на обучение в Омском медицинском университете было увеличено почти вдвое — с 62 (2013 год) до 105 (2018 год). На 2019 год заявлено также 105 мест. Кроме того, студентам-целевикам выплачивается ежемесячная стипендия в размере 3 тыс рублей. В 2018 году ее получили 207 студентов на общую сумму 4.7 млн рублей.

Большие надежды областной минздрав возлагает на программу «Земский фельдшер», заработавшую в 2018 году. Она предусматривает компенсацию в 500 тыс рублей фельдшерам, приступившим к работе в ФАП. Однако пока она дает небольшой результат — за 2018 год поддержкой воспользовались всего 26 фельдшеров. В 2019 году и того меньше — всего трое.

При этом министерство вынуждено тратить деньги не только на привлечение новых работников на село, но и на то, чтобы оставить там уже имеющихся врачей и фельдшеров. В частности, в 2018 году 64 врача и 21 специалист со средним медицинским образованием получили служебное жилье, а еще три специалиста получили места в общежитии.

Все эти усилия лишь ненамного увеличивают количество специалистов — в 2012 году при использовании мер поддержки удалось привлечь 89 выпускников, в 2018 году — 100. Поиск эскулапов за пределами Омской области осуществляется лишь на минимальном уровне — на сайтах по поиску работы.

«Для привлечения медицинских работников из других регионов на общероссийских порталах „Работа в России“ и „HeadHunter“ учреждениями здравоохранения размещается информация об имеющихся вакансиях», — сообщили Городу55 в пресс-службе областного минздрава.

Почва для оптимизма

По информации регионального минздрава, областной бюджет на программу бесплатной медпомощи на 2019 год выделяет 6.8 млрд рублей, средства фонда обязательного медицинского страхования — 25.7 млрд. Финансирование на душу населения в целом по программе, принятой в 2018 году, на 2019 год составляет 16 тыс 381,6 рубля, что выше прошлогоднего результата. С данными рейтинга «Новых известий» чиновники не согласны.

Сами врачи также отмечают, что с каждым годом их материальное благосостояние не ухудшается. Главврач БУЗОО «Станция скорой медицинской помощи» Максим Стуканов рассказал Городу55, что рядом с Омском расположены регионы, в которых положение дел в здравоохранении значительно хуже. По его словам, на станции ощущается недостаток работников младшего персонала.

«За последние несколько лет, особенно когда нас перевели на оплату из фонда ОМС, зарплата сотрудников выросла значительно, последние годы она остается стабильной, роста бешеного, конечно, нет. Финансирование из фонда ОМС сделало и городскую, и районные службы скорой помощи более состоятельными. Считаю, что средства приходят вполне достаточные», — отмечает Стуканов.

В районах Омской области медик также не видит критической ситуации. По его мнению, есть 10-12 районных станций скорой помощи, которые можно назвать образцовыми. К их числу относятся Муромцевская, Тарская, Калачинская и другие больницы, так как там со всей ответственностью относятся к материальному состоянию докторов и другого персонала.

«Это я говорю про врачей и средний медицинский персонал, младшего персонала у нас на станции скорой помощи, к сожалению, нет. Его отсутствие, конечно, ощущается. Младший медперсонал — это в первую очередь те, кто должен обрабатывать машины, отмывать, простите, от крови. Санитарский персонал должен был этим заниматься, но федеральным приказом он в скорой помощи был упразднен», — отметил Стуканов.

По словам главврача, связано это с тем, что на других местах часть санитаров существовала лишь на бумаге, а фактически не присутствовала. Поэтому с 1 июля 2016 года вступил с силу приказ Минздрава РФ от 22.01.2016 № 33н. Согласно ему, из кадрового состава выездных бригад скорой помощи исключены должности фельдшера-водителя СМП и санитара-водителя СМП. Только в самом Омске тогда сокращениям и переводу в другие учреждения подверглись 110 санитаров.

«Когда зарплата фельдшера ниже зарплаты операционной сестры, понятно, что люди могут начать задумываться об уходе, но это все зависит от глав больниц. Операционная сестра ведь в тепле работает, по убитым дорогам не трясется на машине. А у нас ведь бездорожье не только на севере области, как принято считать, а везде. Кадрового голода могло бы не быть вообще, потому что наши колледжи готовят достаточно специалистов. Просто нужно на местах создавать условия для молодежи», — считает главврач.

При этом достатка в медицинских препаратах, оборудовании или транспорте для скорой помощи Стуканов не наблюдает. Износ техники на станциях скорой помощи в Омской области колеблется рядом с отметкой в 50%. По мнению Стуканова, в некоторых городах-миллионниках из соседних регионов он уже превышает 90%.

«В целом скорая помощь в Омской области на вполне серьезном уровне, в некоторых соседних регионах ситуация намного хуже. Нам министерство здравоохранения региональное уделяет много внимания, поддерживает нас. Это правильное отношение, ведь, как говорил нарком здравоохранения СССР Семашко, «скорая помощь — зеркало системы здравоохранения», — резюмирует Стуканов.

Городу55 удалось взять комментарий у одного из сотрудников городской скорой помощи. Медбрат Александр, попросивший не называть свою фамилию, отмечает, что денег на жизнь хватает с трудом. Приходится искать различные подработки.

«В основном стараюсь брать ночные дежурства, так остается время днем на разные халтурки и прочее. Ничего противозаконного не делаю, но подрабатывать надо, на зарплату медбрата ипотеку и ремонт в квартире вытянуть не получается. Стараюсь крутиться. На жизнь жаловаться не буду, но целиком заниматься только медициной не получается», — отметил он.

"