Posted 17 октября 2020,, 11:13

Published 17 октября 2020,, 11:13

Modified 23 февраля 2022,, 15:37

Updated 23 февраля 2022,, 15:37

Молчание и очереди: как омский Минздрав подготовился ко второй волне коронавируса

17 октября 2020, 11:13
Омская область девятый день подряд обновляет суточный рекорд по количеству зараженных коронавирусной инфекцией. О заболевании COVID-19 заявил и губернатор региона Александр Бурков. В связи с этим Город55 решил проверить, хорошо ли подготовился омский Минздрав ко второй волне коронавируса.

Приход второй волны коронавируса подтвердила сама министр здравоохранения Омской области Ирина Солдатова. На брифинге, посвященном нововведениям в работе службы скорой помощи, чиновница признала, что болезнь вновь захватила Омск.

«Сейчас самая актуальная тема — приход второй волны коронавируса. Мы уже сейчас видим, как быстро растет число заболевших. В регионе становится все больше коронавирусных пациентов со средне-тяжелым и тяжелым состоянием», — отметила Ирина Солдатова.

При этом в министерстве еще на прошлой неделе уверяли, что коечного фонда и медперсонала в омских медучреждениях хватает. Именно по этой причине военный госпиталь на улице Гусарова до сих пор не принимает гражданских с коронавирусом.

«Мы никак к этому госпиталю не относимся. Насколько нам известно, периодически там какие-то пациенты размещаются. Еще во время первой волны минздрав обращался в Минобороны. Сейчас же, пока нам хватает коечного фонда, мы к ним не обращаемся», — поясняли в пресс-службе минздрава 9 октября 2020 года.

Однако уже 13 октября омичи сообщили о планах министерства здравоохранения отдать под больных коронавирусом единственный неонатальный центр города. После того, как об этом сообщил Город55, в минздраве поспешили опровергнуть информацию, сообщив, что журналисты и омичи распространяют слухи. В ответ на это редакция опубликовала расшифровку совещания главного врача перинатального центра, где женщина, чей голос похож на голос главы медучреждения Любови Семиной, прямо заявляет: «Наше здание отдают под COVID».

Позже омичи также сообщили о планах Минздрава перепрофилировать родильные дома № 2 и № 5, в пресс-службе ведомства вновь поспешили заверить, что эта информация не более чем слухи. Вопрос, поверили ли омичи этому после ситуации с неонатальным центром.

Жалобы

Одновременно с этим в городских больницах начался ажиотаж. От омичей регулярно поступают жалобы на организацию медицинской помощи и огромные очереди. Вопросы минздраву поступают и от представителей власти. Так, депутат Омского городского Совета от КПРФ Наталья Поршнева во время заседания комитета по социальным вопросам разразилась гневной тирадой в адрес омского здравоохранения.

«Я завтра госпитализирусь с двусторонней пневмонией. Мне три недели ставили неправильный диагноз, пока мой коллега-депутат Сергей Дроздов не привел меня на КТ. Там мне поставили пневмонию, с „мутным стеклом“, это первый признак COVID-19. Я сдала анализ на ковид позавчера, во вторник. Результат будет в понедельник», — отметила депутат.

Удивительно, но и в частных медицинских клиниках ситуация аналогичная. Омич Олег Н. также столкнулся с проблемой в отказе от медицинской помощи. По его словам, в Омске всем частным клиникам, где есть пульмонологи, запретили вести прием пациентов с температурой.

«Они могут осматривать только хронических больных. То есть если у тебя пневмония или корона, то ты ни к какому профильному доктору на прием не запишешься. Мы вчера обзвонили все частные клиники, везде отказано. Ну и вот об этом приказе, то ли от минздрава, то ли от Роспотребнадзора, мне рассказали в регистратуре одной из клиник», — сообщил Олег.

Оказывается, что бремя помощи всем больным респираторными заболеваниями теперь легло только на врачей-бюджетников. В минздраве региона эту информацию не скрывают.

«Действительно, есть распоряжение от Росздравнадзора, который запретил вести прием таких больных в медучреждениях. Этим должны заниматься исключительно работники поликлиник», — отметили в пресс-службе регионального минздрава.

Однако и поликлиники, судя по всему, оказались не готовы к тому, что все вызовы по респираторным заболеваниям лягут на плечи врачей-бюджетников.

«Я приехала из другого города, где контактировала с больным коронавирусом. Смогла сдать платный анализ на COVID-19 в частной клинике, он дал положительный результат. Позвонила в больницу, чтобы мне прислали врачей на дом. На это мне ответили: «Вам больничный нужен? Женщина, вы анализы сдавали в поликлинике? Ходить можете? Тогда встаете и идите в больницу но-жка-ми», — отмечает омичка Наталья Н.

Этим же проблемам посвящена серия постов на странице в соцсети «ВКонтакте» омского актера Ивана Притуляка. В течение четырех дней он не мог дозвониться в поликлинику. По его словам, в медучреждении просто перестали брать трубку.

Личный опыт

Корреспондент Города55 лично убедился, что в новой поликлинике на улице Комарова еще в начале недели половина кабинетов не работала. Люди часами сидели в очередях, причем потоки зараженных и тех, кто просто пришел на прием, не были разделены.

«Из всех кабинетов работают только два, каждый обслуживает два участка. Люди часами сидят в очереди, чихают и кашляют друг на друга. Если хотя бы у одного из них COVID-19, то точно все перезаражаются. Вот так организована работа в медучреждении в сложный эпидемиологический период. Возникает вопрос: нельзя ли как-то разделить потоки пациентов, чтобы не было столпотворения и рассадника заразы? Все-таки в больницу люди идут, чтобы вылечиться, а не подцепить еще больше вирусов», — комментирует работник редакции.

При всем этом к работе врачей претензий не возникает. По мнению корреспондента Города55, так много и тяжело работать им не приходилось никогда. От них зависят людские жизни, поэтому они вынуждены работать исключительно на морально-волевых качествах.

«О самих врачах ничего плохого сказать не могу, люди пашут как проклятые. В регистратуре поговорил с молоденькой девочкой. Она рассказывает, что половина персонала больницы болеет. Только у них в отделе восемь человек на больничном, как следствие, работает всего два окошка. У специалистов-врачей ситуация не лучше. Мой участковый врач отрабатывает сразу два участка. Говорит, до 17:00 приняла человек 30-40. Понятно, что по окончанию рабочего дня вообще с трудом соображает. Но это еще не все: у нее сегодня еще 19 вызовов на дом. Причем машину ей не дали, все вызовы приходится отрабатывать своими ногами. А завтра утром у нее начинается новая смена», — рассказывает журналист.

Отсидев около 7 часов в очереди, корреспондент Города55 получил направление на компьютерную томографию — одну из немногих процедур, способных определить, есть ли у человека поражение легких. Прибыв туда, журналист увидел уже знакомую ситуацию.

«Пришел к 8:30, внутри уже более трех десятков человек. Через полчаса за мной заняли еще человек 20. Еще через полчаса пошли кареты скорой помощи. Очередников из поликлиники отодвинули. До обеда насчитал около 15 приехавших машин. Примерно треть из них — тяжелые пациенты под капельницей или кислородом. Ни о какой социальной дистанции речи не идет. Привезли на тележке бабульку, видно, что она при смерти. Так вот, ее поставили на проходе рядом с посетителями из поликлиники», — сообщил сотрудник редакции.

На фоне этого региональный Минздрав с энтузиазмом сообщает, что область закупила множество аппаратов искусственной вентиляции легких. Но журналист Города55 на собственном опыте убедился, что больше всего омское здравоохранение нуждается в персонале и средствах диагностики, в том числе аппаратах компьютерной томографии.

«И после этого на заседаниях оперштаба Ирина Солдатова говорит об ответственности, о соблюдении противоэпидемических норм? Неужели не ясно было еще весной, что в городе катастрофически не хватает аппаратов КТ? И кто придумал направлять в один и тот же кабинет КТ пациентов из поликлиники и тяжелых больных со скорой? Для последних, по идее, должна быть какая-то выделенная красная зона или отдельный аппарат КТ», — отмечает журналист.

Реакция

История с очередями в омских больницах встала настолько остро, что для успокоения омичей глава областного Минздрава Ирина Солдатова провела показательную проверку поликлиники № 2 городской клинической больницы № 1 им. А. Н. Кабанова. И, разумеется, нашла там нарушения.

— На сегодняшний день здесь, к сожалению, нет разделения потоков, больные и здоровые люди перемещаются по одному маршруту, — заявила Ирина Солдатова после проверки. — Некоторые пациенты приходят только для того, чтобы записаться к врачу, выписать рецепты на новый период, другие уже с результатами КТ, чтобы получить лечение — их отправляют домой, гоняют лишний раз.Пациенты не должны приходить сюда, чтобы записаться на прием или вызвать врача на дом. В поликлинике есть call-центр, работают операторы, но сейчас их, учитывая прикрепленное население и эпидемиологическую обстановку, конечно недостаточно! Должно быть как минимум три! Нужно дополнительно выделить диспетчеров, чтобы они принимали все вызовы.

По стечению обстоятельств утром того же дня прокуратура объявила, что будет проведена проверка качества и своевременности предоставления медицинской помощи омичам. Поводом для этого стали обращения омичей, а также многочисленные публикации в СМИ о нарушении прав граждан на охрану здоровья. При выявлении нарушений надзорный орган пообещал принять соответствующие меры.

Диагноз

Сложившаяся ситуация говорит о том, что министерство здравоохранения региона вряд ли справилось с подготовкой ко второй волне коронавируса. Даже беглый анализ жалоб в социальных сетях свидетельствует, что недовольных омской медициной горожан сейчас больше, чем во время первой волны коронавируса. В редакцию обращений тоже поступает немало. Да и очереди в медучреждениях, несмотря на проверку главы Минздрава, по-прежнему огромные.

Но главная проблема в данный момент — нехватка коек для зараженных и медперсонала для помощи людям. В Москве, например, под зараженных коронавирусом выделяют огромные площади в выставочных центрах. В Омске же министерство здравоохранения работает иначе: лихорадочно ищет медучреждения, которые можно было бы перепрофилировать. И неизвестно, что будет, когда такое учреждение найдется — куда направят людей, лечившихся там до того, как у Минздрава появилась идея фикс?

"