Posted 15 сентября 2019, 08:50

Published 15 сентября 2019, 08:50

Modified 19 августа, 21:11

Updated 19 августа, 21:11

Разбираем «Зерно Сибири»: помощь для омских фермеров или пятое колесо у телеги

15 сентября 2019, 08:50
Омских фермеров ожидают большие перемены. В разгар уборочных работ официально создана логистическая компания «Омское зерно», появление которой летом анонсировал губернатор региона Александр Бурков. Город55 решил разобраться, нужна ли омским фермерам эта компания и какое у нее будущее.

Безоблачное будущее

В конце августа 2019 года губернатор Омской области Александр Бурков посетил заседание штаба по проведению сезонных полевых работ, посвященного началу массовой уборки урожая зерна. На нем он анонсировал появление логистической компании «Зерно Сибири», которое будет от лица всех омских фермеров торговать зерном с другими регионами и странами, передавала пресс-служба облправительства.

Соучредителями компании должны были стать сами фермеры, выкупив у областных властей 49% уставного капитала предприятия. По словам губернатора, компания уже должна заработать в 2019 году, чем сможет облегчить для аграриев процесс продажи собственной продукции, а также закупку необходимых им товаров оптом.

Согласно планам главы региона, логистическая компания будет ориентирована на поставку зерна за рубеж. Например, по Северному морскому пути в Японию. Об этом он рассказал зампредседателя правительства России Алексею Гордееву 29 июля 2019 года.

«Первая партия — 50 тыс. тонн зерна — планируется к отправке уже в этом году, что будет своеобразным открытием «окна в Азию», — цитирует федеральное министерство Буркова.

Также губернатор выдвинул идею продлить сроки действия льготного тарифа на перевозку зерна для Омской области до мая 2020 года.

И вот, 12 сентября 2019 года официально АО «Логистическая компания «Зерно Сибири» создано. Его соучредителями наравне с министерством имущественных отношений Омской области (51% уставного капитала в сумме в 285.6 млн рублей) стали 112 фермерских хозяйств. Директором назначен бывший главный специалист отдела нестационарных форм социального обслуживания минсоцтруда региона Алексей Секачев.

Как пояснили Городу55 в региональном минсельхозе, сейчас идет подготовка зерновых партий для экспорта, прорабатывается логистическая схема, из урожая 2019 года «значительный объем зерна» будет экспортирован при помощи новосозданной логистической компании.

«АО ЛК „Зерно Сибири“ будет осуществлять деятельность по продаже зерна на основании агентских договоров от имени учредителей — товаропроизводителей региона», — сообщили в министерстве.

Наследие Назарова

Однако в регионе есть скептики, считающие, что «Зерно Сибири» не только не сможет помочь омским фермерам, но и наоборот, причинит ущерб сельскому хозяйству. Один из них — крупный фермер Иван Бригерт. По его словам, половина всех аграриев региона не хочет иметь дел с логистической компанией. Одна из главных проблем «Зерна Сибири», по мнению фермера, это отсутствие линейного элеватора, на котором может храниться зерно местных аграриев, ожидая перевозки в другие регионы и страны.

«Я присутствовал на встрече с губернатором тогда. Он говорил о компании, а я все думал — зачем же бывший губернатор Назаров продал элеватор „Омское продовольствие“? Мы туда могли бы свозить свое зерно, а сейчас его везти некуда», — считает Бригерт.

Напомним, элеватором, подходившим под понятие «линейного», то есть основного, было госпредприятие «Омское продовольствие» (ГП «Омскпрод»). В 2012 году оно было признано банкротом, а в июле 2015 года продано за 50.8 млн рублей компании «Инвестиционная финансовая группа». В число активов предприятия входил 21 объект недвижимости, в том числе земельный участок площадью более 83.5 тысячи кв. метров под зданиями на улице Комбикормовый завод, 3647.2 м железнодорожных путей и водоем. Сейчас по этому адресу существует ООО «Омское продовольствие», считающееся правопреемником ГП.

По словам Ивана Бригерта в ближайшем будущем, исходя из итогов встречи с губернатором, нового элеватора для аграриев не предвидится. А это значит, что зерно они должны самостоятельно фасовать, проводить экспертизу и доставлять к местам погрузки.

«Если бы было все серьезно — был бы большой элеватор. А его нет — это надо возить биг-бэгами, возить КамАЗами, грузить кранами. Нужны Manitou (особый вид тракторов и погрузочной техники для сельхозпроизводителей — прим. ред.). Меня больше биг-бэги эти задели, там каждый надо взвешивать, отдавать на экспертизу, фасовать. А это все за наши деньги», — отмечает фермер.

Поясним, одним из немногих способов транспортировки зерна в условиях, когда нет элеватора на конечной станции, являются «биг-бэги» — в сущности своей, закрытые от вмешательства извне обычные мешки, которые вмещают в себя тонну зерна. Вскрывать такие мешки нужно только перед попаданием зерна в элеватор, что означает, что бремя санитарного контроля, анализа, погрузки и взвешивания ляжет на плечи фермеров. Этого опасается и Бригерт.

Северный морской путь

Еще одной проблемой для «Зерна Сибири» может оказаться водная транспортировка зерна в другие регионы или зарубеж. Так, на 2019 год запланировано для переправки 50 тыс. тонн зерна по Северному морскому пути. Но в морском порту Сабетта Ямало-Ненецкого округа отсутствует сертифицированный пункт пропуска, в котором будет осуществляться карантинный фитосанитарный контроль. Этот вопрос был отдан на проработку федеральному Россельхознадзору. Логично предположить, что появление современного пункта контроля потребует выделения средств из федерального бюджета, но также поспособствует увеличению числа проходящих через порт грузов.

Еще одна проблема для «Зерна Сибири» заключается в том, что Северный морской путь все еще замерзает зимой, что существенно сокращает период навигации. Однако в министерстве сельского хозяйства Омской области уверены — использование водных путей приведет к экономии ресурсов для «Зерна Сибири».

«Транспортировка с использованием Северного морского пути будет осуществляться только в период навигации в Обь-иртышском бассейне (апрель–октябрь). Использование водного транспорта позволит снизить логистические издержки на 25-30%, или 1,5-2 рубля на тонне», — уточнили Городу55 в ведомстве.

При этом в 2019 году использование Северного морского пути принесет лишь символическую экономию для омских фермеров. Перевозка 50 тыс. тонн зерна этим путем даст в лучшем случае 100 тыс. рублей сэкономленных средств, что в среднем при 112 фермерах и хозяйствах-учредителях даст по 1000 рублей экономии для каждого.

После октября логистической компании придется вновь вернуться к транспортировке зерна при помощи ж/д сообщения. Однако льготы на перевозку для Омской области закончили свое действие 1 сентября 2019 года. С идеей продления этих льгот губернатор Бурков обратился все к тому же зампредседателя правительства России Алексею Гордееву.

«Министерством сельского хозяйства Российской Федерации готовятся изменения в части распространения его действия на постоянной основе в направлении пунктов перехода Границы Российской Федерации в Дальневосточной федеральном округе», - официально заверили в областном Минсельхозе.

Финансовые расчеты

Экономист Сергей Евсеенко считает, что против появления «Зерна Сибири» может быть сам рынок сбыта зерна. К примеру, в более хлеборобных районах страны вроде Алтая, производство зерна наголову выше омского, но о создании региональных логистических компаний там никто не помышляет.

«Рынок зерна в Сибири свободный от государства, там кого только нет, только не власти. Надо сбалансировать множество интересов, просто так в такой рынок никто не заходит. Важно же не только найти место под офис этой „конторы“, но и разрешить все существующие связи. Есть ведь действующие схемы, распределены роли. Того, кто нарушит эти схемы, могут по головке, мягко говоря, не погладить», — пояснил Городу55 Евсеенко.

Еще одна серьезная проблема для такой компании — тяжелая закредитованность местного аграрного сектора. По словам Евсеенко, в логистическую компанию омские фермеры могут вложиться только если «сделают это ночью, когда не видно, куда наступаешь».

В региональном Минсельхозе на вопрос о том, смогут ли омские аграрии выступить соучредителями «Зерна Сибири», учитывая закредитованность бизнеса, ответили лишь: «Возможность стать учредителем компании была предложена абсолютно всем сельскохозяйственным товаропроизводителям. В настоящее время из подавших заявки товаропроизводителей региона сформирован перечень участников (акционеров) создаваемого акционерного общества которым будет принадлежать 49% акций».

Вторит Евсеенко и Иван Бригерт. По его словам, обязательный минимальный вступительный взнос для фермеров был обозначен еще на встрече с губернатором — 1.2 млн рублей. Только сумма эта найдется далеко не у каждого фермера.

«Обещают нам продавать тонну нашего зерна за 14.5 тыс рублей. Еще тогда, на встрече, Анатолий Беззубцев (депутат Законодательного собрания Омской области, председатель комитета по аграрной политике) говорил, что не верит, что так будет. И ради этого миллион рублей отдавать? Нужно эту сумму, пускай даже ее, делать поступательной. За вступление в учредители — одни деньги, за продажи зерна — другие. А то получается, что отдал миллион двести тысяч и жди. У сельчан эти деньги под ногами не валяются», — считает фермер.

Действительно, далеко не у всех учредителей «Зерна Сибири» финансовое состояние позволило стать «полноправным» совладельцем логистической компании. Так, всего миллион рублей внесли восемь фермерских хозяйств. Еще меньше внесли Русско-Полянская МТС (700 тыс. рублей), по полмиллиона — фермеры Андрей Циммер и Сергей Посивенко, всего 100 тыс рублей — фермер Вадим Ланцов. Меньше всех в уставной капитал «Зерна Сибири» вложился СПК «Веселополянский» — 50 тыс рублей.

Для некоторых предприятий, вероятно, участие в логистической компании — последний способ выровнять свое финансовое положение. Дело в том, что в учредители «Зерна Сибири» попали убыточные хозяйства. Среди них внесшее 1.2 млн рублей ЗАО «Павлоградская МТС» (убыток в 441 тыс. рублей за 2017 год), ООО «Зеленополье» (убыток в 8.7 млн рублей за 2018 год), ООО «Лагушинское» (убыток в 8.7 млн рублей за 2017 год) и ЗАО «Колос» (убыток в 9 млн рублей за 2018 год). Еще 2.5 млн рублей внес СПК «Новороссийский» (убыток в 14.7 млн рублей за 2017 год), а самый крупный акционер «Зерна Сибири» СПК «Украинский» (взнос в 24 млн рублей) за 2018 год зафиксировал убыток в 22.4 млн рублей.

Подпишитесь