Posted 10 марта 2020,, 04:44

Published 10 марта 2020,, 04:44

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

Подайте, Бога ради: на что живут религиозные организации в Омске

Подайте, Бога ради: на что живут религиозные организации в Омске

10 марта 2020, 04:44
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Имущественный и, соответственно, денежный вопросы затронули все сферы нашей жизни, в том числе и духовную. В условиях рыночной экономики и отсутствия дотаций из бюджета омские религиозные организации и течения вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь.

Город55 разбирается в том, как добывают средства на хлеб насущный представители различных конфессий в Омске. Данным материалом редакция не намерена никого оскорбить, а лишь исследует экономическую составляющую работы религиозных учреждений.

Братство дороже богатства

В Омской области, по данным Минюста России, зарегистрирована 321 религиозная организация. Омская епархия Русской православной церкви, по данным министерства, состоит из 231 юридического лица, объединенных едиными нормами канонического права. Эти юридические лица могут быть разных типов: православные детские дома, монастыри, семинарии, приходы, гимназии, издательства и так далее. Она же является самой богатой из всех организаций.

По данным на 2018 год, общая сумма ее активов оценивается в 130.7 млн рублей, что коррелирует с числом последователей. Согласно «Атласу религий и национальностей России», в Омской области 36% населения исповедует православие и принадлежит к РПЦ. Каждая из организаций имеет свой бюджет, который не афишируется. Единственное юрлицо, помимо самой Омской епархии, которое публично ведет свои финансовые отчеты, — Приход Свято-Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омского района. Его чистые активы, по данным на 2018 год, составляют 4.8 млн рублей, чистая прибыль составила 51 тыс рублей.

Значительно меньше активов оказалось у омских епархий христиан-евангелистов (6 организаций) и баптистов (10 организаций) по итогам 2018 года (26.2 млн рублей и 26.7 млн рублей соответственно). Об активах 72 мусульманских организаций в открытых источниках информации нет. Другие религиозные организации Омской области, в том числе иудейские, буддистские и шаманские, не ведут открытую финансовую отчетность.

Все опрошенные редакцией представители различных конфессий и религиозных течений пояснили, что главным источником доходов для их вероучения являются пожертвования. Само собой, количество прихожан напрямую влияет на доходы организации. В пресс-службе Омской епархии РПЦ отказались комментировать способы заработка РПЦ в Омской области. Отец Дмитрий Олихов пояснил, что рассказать об инвесторах или иных способах заработка может только митрополит Владимир.

«В целом церковь живет на пожертвования. Есть, если так можно выразиться, безвозмездные пожертвования. Есть возмездные — человек сделал пожертвование, получил крестик, свечку поставил или его покрестили. Это не какие-нибудь покупки, это тоже считается пожертвованиями», — отметил Олихов.

Однако в православных храмах есть некое подобие фиксированного прейскуранта. Так, крещение обходится в 1–1.5 тыс рублей с человека. Кроме того, в храмах и церквях «продаются» свечки и крестики. Их также можно найти на просторах Сети и на сайтах объявлений. Однако в некоторые храмы вход со своими свечами или крестиками запрещен.

С миру по нитке

Аналогичная ситуация наблюдается и с мусульманскими религиозными организациями, однако, как отметил муфтий Духовного управления мусульман Омска и Омской области Бота Бакулин, фиксированного прайса на религиозную атрибутику в мечетях нет.

«Живем на пожертвования. Люди приходят и жертвуют разные суммы — кто-то 10 рублей, кто-то 10 тысяч. Были случаи, когда и 50 тысяч жертвовали, а вот чтобы кто-то имущество на нас переписал, автомобиль там, земельный участок или дом — такого не было. В самих мечетях тоже ведется продажа — халяльные (отвечающие религиозным требованиям — прим. ред.) продукты, колбаса например, четки. Но четких и определенных каких-то цен на это нет», — отметил Бакулин.

Отметим, что ранее торговали кошерной (отвечающей религиозным требованиям — прим. ред.) едой и в лавке «Супер-Кошер», принадлежавшей омской синагоге. Из-за этого экс-раввин Ошер Кричевский еще до своего выдворения из России стал участником скандала — в 2014 году миграционная служба пыталась его депортировать из-за штрафа Роспотребнадзора (в лавке нашли просроченную колбасу).

Пожертвования как основное средство к существованию религиозной организации доминируют и у всех остальных религий, имеющих представительство в Омске. При этом данные о количестве и размере пожертвований ни одна из организаций предоставлять не согласилась.

«У нас доходы — только пожертвования. Статистику мы ведем, но эту информацию не распространяем. В налоговую отчитываемся, и этого достаточно», — пояснил пастор Церкви христиан веры евангельской Омской области «Жатва» Николай Плужников.

Подобным образом ответили Городу55 и в «Объединении церквей Евангельских Христиан-баптистов Омской области». Там пояснили, что у «Объединения» есть свой бюджет, который складывается только из пожертвований, однако подробной статистики не предоставили.

Не нашлось ее и у местной организации шаманов «Ведара». Ее основательница Елена Ведара пояснила, что никакой статистики по количеству прихожан или совершенных ими пожертвований не ведет. Никаких товаров в помещениях организации также не продается.

«Люди обращаются за помощью, и денег мы с них за какие-то обряды не берем. Мы просим их обеспечить нас необходимыми материалами и условиями. Например, шаманские обряды не проводятся в квартирах — только в домах на земле. То есть нужно его снять или попросить знакомых предоставить. Некоторые обряды дорогостоящие. Например, есть обряд жертвоприношения, для него нужно зарезать четырех баранов. Само собой, этих баранов должен предоставить тот, кто обратился за помощью», — пояснила Ведара.

«Страшный» суд

Также для конфессиональных организаций важен имущественный вопрос — для совершения многих религиозных обрядов необходимо правильно обставленное помещение. За последние 4 года ни одна религиозная организация, помимо подведомственных омской епархии, не судилась из-за объектов недвижимости.

В РПЦ же с каждым годом наращивает имущественные активы только Омская епархия. Как уточнили Городу55 в министерстве имущественных отношений Омской области, за последние 5 лет областные власти безвозмездно передали православной церкви пять нежилых помещений. В их числе Успенский собор и земельный участок под ним (2017 год), Христо-Рождественский собор (2014 год) и храм Всех Святых на улице Куйбышева (2015 год).

В Омском городском Совете сообщили, что в 2018 году в собственность епархии были переданы нежилое помещение близ Успенского собора, храм Архистратига Михаила в поселке Первокирпичном Омска и комплекс помещений по улице Куйбышева под храм Иконы Божией Матери «Знамение».

Если священникам не удается получить помещение или земельный участок в собственность, они обращаются в суд. Так, передача здания храма Архистратига Михаила в поселке Первокирпичном Омска состоялась по итогам двух судебных разбирательств. В 2017 году епархия сначала выиграла у Росреестра, а затем и у городского депимущества, в итоге получив в собственность здание и участок земли под ним.

В 2017 году епархии не удалось с первого раза завладеть землей под Христо-Рождественским собором. Дело в том, что участок под храмом оказался слишком большим — для культовых сооружений вместимостью от 450 до 1500 человек он не может превышать 35 тыс кв. метров. В итоге земля была перемежевана, площадь участка под собором составила 26.5 тыс кв. метров. Сейчас областное минимущества рассматривает вопрос о передаче участка в собственность церкви.

На момент публикации материала в Арбитражном суде региона продолжает рассматриваться еще один иск епархии к депимущества Омска о признании права собственности на объект недвижимости.

Как и мы прощаем должникам нашим

Впрочем, иногда религиозные организации не зарабатывают, а теряют деньги. Происходит это чаще всего по трем причинам — искам Пенсионного фонда РФ, искам энерго- и теплоснабжающих организаций, а также действиям судебных приставов.

В среднем иск ПФР не превышает 3 тыс рублей. Энерго- и теплоснабжающие компании требуют с религиозных организаций различные суммы. Самый маленький иск — от АО «Омскоблгаз» к храму во имя Всех Святых в Исилькуле на 2.3 тыс рублей, самый большой — от АО «Петербургская сбытовая компания» на 1.2 млн рублей к храму Святителя Сильвестра в с. Калинино.

Задолженности у религиозных организаций возникают не только перед снабжающими организациями, но и перед налоговой службой. Так, по данным на 6 марта 2020 года, приход храма Архистратига Михаила на Старо-северном кладбище Омска имеет задолженность по налогам и сборам в 10.5 тыс рублей, а организация мусульман «Эбейты» из Москаленского района — 2 тыс рублей.

В рамках борьбы с недоимками и подозрительными операциями омская налоговая блокирует счета своих должников, в том числе и счета религиозных организаций. Всего за последние 2 года хоть раз замораживались счета у 12 организаций. Больше всего из них православных храмов, также есть церковь евангелистов и две мечети. При этом замороженные счета прихода Свято-Троицкого и Первоапостольского храма в с. Андреевка (РПЦ) были открыты в екатеринбургском филиале «Экспобанка», а местная организация евангелистов завела свой счет в новосибирском филиале «Альфа-Банка».

Последними в дела о взыскании долгов с религиозных организаций включаются судебные приставы. Из 53 возбужденных в отношении религиозных организаций производств 37 окончились ничем. В 29 случаях приставы не обнаружили у организаций имущества, а в 8 случаях не смогли установить местонахождение должника. Чаще всего приставы не могли найти маленькие организации, так как они обычно прописаны в жилых квартирах. Таковыми, например, являются религиозная организация «Ихлас» мусульман Омска и Омской области, а также буддийский центр алмазного пути «Традиции Карма Кагью» Омска.

Наиболее показателен пример церкви евангельских христиан «Поколение веры». Против нее было возбуждено 7 исполнительных производств на общую сумму в 52.4 тыс рублей. В трех случаях приставы не установили местонахождение церкви (Омск, ул. Бархатовой, д. 4, кв. 105, гласят данные ЕГРЮЛ), а еще в четырех случаях церковь была найдена, а достойного взыскания имущества нет.

"