Posted 24 ноября 2015,, 13:25

Published 24 ноября 2015,, 13:25

Modified 3 августа 2022,, 23:54

Updated 3 августа 2022,, 23:54

Если завтра война: патриоты России

24 ноября 2015, 13:25
Никому не по силам остановить время...


В свете обострившейся внешнеполитической ситуации в нашей стране все острее встает вопрос, каким образом защитить неокрепшие детские умы от воздействия разрушительных искусственных влияний на молодое поколение России. Причем зачастую, это вовсе, а вернее не только влияния тлетворного Запада. Распад, разлад и ненависть в детском сознании порой обеспечиваем мы сами. Как сделать так, чтобы твой сын или дочь никогда не оказались в числе тех, кто несет горе и боль людям, живущим с ними в одном городе, стране, мире…


Те, кто сегодня старше 40 лет, подтвердят, что в период советского образования действовала особенная, массированная система нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи. Каждый, кто носил галстук и значок, точно знал, что такое хорошо и что такое плохо по отношению к своей стране. Воспринимать это, как и во все времена, могли по-разному, но ориентиры были поставлены четко и на всю жизнь. К памятникам героев не только в праздники, но и каждый день возлагались цветы, у Вечного огня можно было фотографироваться с невестой, а не кататься на скейтбордах и выгуливать животных, в Первомай сначала все поголовно выходили на марш «Дружба», а уж потом ехали за город, и не дай бог забыть поздравить деда с 23 Февраля и 9 Мая.

С распадом страны случился и распад идеологии. Перемена государственного режима до конца 90-х имела в приоритете спасение лишь самых необходимых институтов, способных обеспечить пусть не комфортную, но хоть сколько-нибудь сносную жизнь в стране – деньги, продукты, лекарства, больницы, борьба с криминалом и проч. Важность развития образовательной системы и патриотического воспитания как ее неотъемлемой и важнейшей части временно отошла на второй план и создала брешь всего лишь в десяток лет.

На уроках ОБЖ (единственном тогда аналоге уроков патриотизма) 2 раза в году школьникам выдавали на изучение и примерку старые, слипшиеся, с запахом прелого мха противогазы и один раз в год все дружно шили и носили ватно-марлевые повязки, без упоминания подробностей, но это все было «как бы» подготовкой на случай «как бы» войны, выражаясь языком молодежи. Вели уроки ОБЖ, за редким исключением, сильно пожилые офицеры, становившиеся, как правило, мемами, предметами издевок и карикатур на партах для старших классов.

Однако этих 10 лет хватило для того, чтобы в 2015 году российские спецслужбы искали и находили последователей запрещенных в стране группировок среди студентов и обычных школьников, а свободные СМИ выдавали в эфир подтвержденную информацию о том, что Интернет и социальные сети сегодня, увы, стали не просто средством общения активной молодежи, но и площадкой, способной навсегда сломать не только психику, но и жизнь ребенка.

Никому не по силам остановить время, а потому естественные связи между поколением, видевшим огонь войны и боль утраты своими глазами, и нынешней молодежью ослабевают с каждым годом. Внутрисемейные связи слабеют, ценностные ориентиры меняются, социальный статус населения имеет резко полярные различия, сложные финансовые условия естественным образом разворачивают родительские приоритеты в сторону заработка денег, а не пристального внимания к детям. Да и большинство сегодняшних родителей качество образования измеряют исключительно академическими способностями и навыками ребенка, нисколько не оценивая при этом его нравственный облик и позицию в обществе. Ничего удивительного, ведь современные родители — это как раз то поколение, что росло и воспитывалось в период, когда все старое сломали, а новое строилось методом ошибок-проб мучительно и долго.

Так уж выходит, что единственным и главным инструментом воспитания правильной гражданской позиции, патриотических чувств и нравственного облика на сегодняшний момент является школа. Именно в школе уроки истории имеют теперь не просто просвещенческий, а самый что ни на есть сакральный смысл. Начиная с 17 века историю любили переписывать все революционеры во всем мире с единственной целью – навсегда стереть прошлое в сознании нового поколения. И как мы видим теперь – не безрезультатно.

Если еще 5-7 лет назад введение в школьную программу обязательных уроков мужества и патриотического воспитания вызывало у родителей улыбку, то сегодня все очевиднее становится необходимость увеличить количество любых мероприятий, направленных на то, чтобы развернуть детей в сторону если не любви, то искреннего уважения и благодарности к стране, в которой ты родился. Любовь — это чувство, которое прививается все-таки преимущественно в семье, образованию остается воспитывать приверженность идеям.

Интернет, как любое слабо контролируемое пространство, стал сегодня не только информационно-развлекательной, но и опасной для молодежи площадкой. Опасной прежде всего для нравственно несориентированных и поддающихся влиянию подростков, коими являются, в силу возраста, подавляющее большинство.

Свободное, непрослеживаемое хождение электронных денег, анонимность переписки в мессенджерах, повсеместное засилье социальных сетей, влиятельность онлайн-трендов и сообществ — все это является благодатной почвой для возбуждения и культивирования агрессивных настроений и деструктивного поведения даже у взрослых, что уж говорить о детях.

Развитие технологий остановить нельзя так же, как и ход истории. Да и не нужно это ни отцам, ни детям. Ведь плюсов от повсеместной доступности информации в эпоху Интернета все-таки куда больше, чем минусов. Однако научить пользоваться им правильно – вполне по силам.

Другими словами, задачей школы сегодня является все то же, что и 20 лет назад: что такое хорошо и что такое плохо по отношению к своей стране, только теперь в новых, учитывающих все приметы времени обстоятельствах.

Все самые отвратительные явления в обществе всегда сеются кем-то извне, но расцветают всегда с молчаливого согласия все того же общества. Если обратиться к истории, то очевидно, что нацизм набрался силы при поддержке общественной жажды перемен в Германии 30 гг., казнь короля французской империи Людовика XVI проходила под ликования тысяч и тысяч французов, да и царскую семью с детьми под Екатеринбургом растерзали не какие-то там мифические западники, а наши с вами исторические предки, россияне. А все потому, что смерть часто имеет личину мнимой добродетели и лживой надежды.

Любовь к Родине (она же патриотизм, она же уважение к близким, она же созидание и развитие) возможна только в том случае, если мы сами – школа, вузы, родители, институты дополнительного образования — будем поддерживать значимость и исключительную важность формирования правильной духовной и гражданской позиции у наших детей.

Чтобы воспитать детей добрыми и духовными, нужно самим развивать и уважать эти качества в себе. Не в целях показательных выступлений или выполнения чьей-то указки сверху, а искренне, по-настоящему, ведь это одна из самых насущных обязанностей сегодняшнего родителя, воспитателя, учителя.

Невозможно научить тому, в чем ты не разбираешься, невозможно контролировать то, чего ты не понимаешь. Именно поэтому технологическая грамотность педагогов, осознание и понимание геополитических трендов, умение моделировать ситуацию на много лет вперед и способность донести все это до учеников на их языке являются сегодня настоящей помощью, столь необходимой нашему государству и системе образования.

Если каждый учитель и родитель сегодня искренне, пусть робко, пусть беззвучно, пусть наедине, но скажет самому себе «Я люблю свою страну и уважаю всех людей вокруг себя», то опасности вокруг наших детей ровно в эту минуту станет меньше, а благодатная почва для раздора начнет иссыхать.

Лично я говорю открыто: я люблю свою родину, люблю свою семью, люблю свою работу и всегда чувствую душой все, что происходит с моими учениками, сколько бы лет ни прошло с момента их взросления. Люди, нашедшие свое призвание в сфере образования, способны влиять и на повседневную реальность, и на будущее целых поколений. Нужно помнить об этом.

Автор статьи: Соловьев Л. В.

Прокомментировать материал можно здесь


Соловьев Леонид Владимирович, директор школы среднего общего образования № 9 имени маршала Советского Союза Д. Т. Язова, г. Омск. В 2015 году награжден грамотами мэра города Омска, заместителя мэра города Омска за активное участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения.


Школа развивает установление прочных связей в образовательной системе для обеспечения военно-патриотического воспитания, качественных образовательных услуг на уровне государственного стандарта, восполнение необходимости воспитания и обучения, профессионального самоопределения.

Профессиональное военно-патриотическое воспитание в стенах школы им. Язова Д. Т. на постоянной основе обеспечивают:

1. Пограничное управление ФСБ РФ по Омской области.
2. Сибирское войсковое казачье общество.
3. Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство».
4. Войсковая часть № 7543 Внутренних войск МВД РФ.
5. Главное управление МЧС РФ по Омской области.
6. Омская региональная ветеранская организация в/ч 7543 «Белые медведи».

За спортивную подготовку учащихся отвечает ДЮСШ «Смена»

"