Posted 20 октября 2020,, 04:00

Published 20 октября 2020,, 04:00

Modified 23 февраля 2022,, 15:31

Updated 23 февраля 2022,, 15:31

Уральский характер Сали Катыка

20 октября 2020, 04:00
В 2020 году в России отмечается 100-летие отечественного танкостроения, а 20 октября исполняется 90 лет со дня рождения Катыка Сали Александровича — человека, внесшего огромный вклад в развитие танкостроительной отрасли оборонной промышленности Советского Союза и Российской Федерации.

Детство будущего Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии Российской Федерации, доктора технических наук, профессора, генерального директора Омского завода транспортного машиностроения имени Октябрьской революции Сали Катыка прошло в бараке трудового поселка при строящемся в городе Нижний Тагил Уралвагонзаводе. Его отец, крымский татарин Асан Али Катык, был арестован в феврале 1930 года. Тогда, конфисковав имущество, всю семью отправили в трудовую ссылку из Крыма на Урал в город Надеждинск (ныне — Серов), где в октябре и родился Сали Катык. В декабре 1937 года отца, который к тому времени работал бригадиром грузчиков на Уралвагонзаводе, арестовали во второй раз. Сали, еще семилетний ребенок, пошел следом за отцом, чтобы проводить его, но конвоир, отгоняя, ударил его прикладом винтовки. В 1939 году отца освободили за отсутствием состава преступления, а 1942 году он погиб при выполнении разгрузочных работ — у железнодорожного вагона, груженого щебнем, внезапно открылся борт, и Асан Катык один удерживал его, пока члены бригады не отошли на безопасное расстояние. Подорвав здоровье, он скончался через несколько дней.

Мать — Мария Александровна, одна воспитывала троих детей. На хорошую работу ее не брали, поскольку она была из семьи репрессированного, и пришлось устроиться на копеечную зарплату контролером в местный клуб. Семья жила впроголодь, но благодаря уральским лесам, где можно было заготавливать ягоды и грибы, удавалось кормить детей. Чтобы поддержать семью, окончив седьмой класс в 1946 году, Сали пошел работать токарем на Уралвагонзавод, где когда-то трудился его отец, а вечерами учился в вечерней школе. В те годы для детей репрессированных родителей был закрыт путь в большинство средне-специальных учебных заведений, и в 1947 году, окончив восьмилетку, Сали смог поступить только в Свердловский автомобильно-дорожный техникум, а уже после его окончания — в Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова, окончив который в 1956 году Сали Катык вернулся на Уралвагонзавод помощником мастера в литейный цех. В 1961 году он стал главным металлургом предприятия, внесшим своей работой серьезный вклад в развитие завода и повышение качества выпускаемой бронетанковой и вагонной техники.

В 1969 году по поручению министра оборонной промышленности СССР С. А. Зверева Катык стал создателем и первым директором Уральского филиала всесоюзного научно-исследовательского технологического института (ныне это ОАО «УНТК»), который обеспечивал научно-технологическое сопровождение производства бронетанковой техники на Уралвагонзаводе.

В мае 1972 года С. А. Катык был избран вторым секретарем Дзержинского райкома КПСС города Нижнего Тагила и отвечал за промышленное строительство района.

13 октября 1972 года по решению ЦК КПСС и Министерства оборонной промышленности СССР Сали Александрович Катык был назначен директором Омского завода имени Октябрьской революции.

В то время руководителем Омской области был С. И. Манякин. Он ввел порядок, согласно которому руководители всех высоких рангов, в том числе присылаемые в регион министерствами, должны были пройти утверждение на бюро обкома партии. И тогда, в октябре 1972 года, в приемной первого секретаря обкома впервые встретились С. А. Катык и Сергей Степанович Бовкун, который утверждался на должность директора ПО «Полет» и в дальнейшем стал одним из выдающихся руководителей омской промышленности.

Трудное и голодное детство оставило свой след в характере Сали Катыка, поэтому руководителем он стал авторитарным, требовательным и жестким. С 1972 по 1996 год он руководил одним из четырех основных заводов страны, выпускающих танки.

По воспоминаниям тех, кто работал с Катыком, он был прекрасным организатором, умеющим видеть перспективу. Его каждый день видели в цехах завода и на строящихся объектах, где он на местах решал проблемы и помогал своими знаниями и опытом. Сали Катык был хозяином своего слова, и все знали: если директор что-то пообещал — это будет выполнено.

За то время, что С. А. Катык руководил заводом, была осуществлена серьезная реконструкция предприятия, почти вдвое увеличившая его производственные площади, были построены новые специализированные цеха, удвоилось количество новых станков, что в комплексе повысило в разы производительность труда. Резко возрос технический уровень производства и качества выпускаемой продукции. Численность коллектива предприятия возросла вдвое и перевалила цифру в 25 тысяч человек. Фактически был построен новый завод с проектной мощностью выпуска до 1000 танков в год.

Благодаря реконструкции и огромному труду рабочих, инженеров и руководителей завода, а также специалистов конструкторского бюро транспортного машиностроения, внесших несколько десятков тысяч изменений в конструкторскую документацию, на омской земле в 70–80-е годы XX века родилась прекрасная машина — танк Т-80, с освоением и производством которого связана золотая эпоха Омского завода транспортного машиностроения и его директора. Омский завод стал единственным в стране, имеющим замкнутый технологический цикл танкового производства. Только двигатель, приборы и пушка были из других регионов.

Сали Катык создал на заводе блестящую кадровую школу, которая воспитала команду руководителей и специалистов, способную направить коллектив на решение самых трудных задач. Многие из них впоследствии стали успешными крупными руководителями Омской области, города Омска и бизнес-структур.

При Катыке завод всегда выполнял государственный план и 16 лет держал переходящее Красное знамя, которое потом было передано заводу на вечное хранение.

В 1988 году завод был преобразован в производственное объединение «Завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции», а Сали Катык стал его генеральным директором. Сейчас завод называется АО «Омсктрансмаш» и составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в госкорпорацию Ростех.

Сали Александрович умел разбираться в людях и старался проявлять заботу о них. При нем возросли масштабы и темпы жилищного и социально-бытового строительства. В цехах открывались «уголки здоровья» с комнатами для массажа и медицинскими мини-комплексами. Были построены детские сады, школа, медсанчасть № 4 и профилакторий «Металлург». Кроме того, в структуре предприятия появились рыбный цех, тепличные и животноводческие комплексы, которые поставляли на стол заводчан свежие овощи, рыбу и мясо. В цехах завода были оборудованы мини-спортзалы, проводились внутрицеховые и заводские спартакиады, собиравшие тысячи спортсменов и физкультурников. На некогда заболоченном берегу Иртыша всего лишь за несколько месяцев был построен спортивный комплекс «Авангард». А самым любимым детищем директора стала заводская зона отдыха «Артын». Он задумал построить ее, как только приехал в наш город. И уже через полтора года, в 1974 году, первые отдыхающие заводчане смогли посетить «Артын», расположенный в Муромцевском районе, где среди берез и сосен выросли деревянные финские домики — их купили в Финляндии за валюту, заработанную заводом на военных поставках. В наше время там отдыхают не только заводчане, но и все горожане.

Сейчас мало кто помнит, но в 1981 году по поручению первого секретаря Омского обкома партии С. И. Манякина Сали Катык принял на баланс завода имени Октябрьской революции омскую хоккейную команду мастеров «Шинник». Впрочем, ее сразу же переименовали в «Авангард», что соответствовало задачам завода того времени: всегда быть в авангарде. До 1989 года хоккейная команда числилась структурным подразделением заводского спортивного клуба, а сейчас это хоккейная команда, которую знают по всей стране.

По инициативе С. А. Катыка в 1980 году на предприятии был создан музей революционной, боевой и трудовой славы завода, ведущего свою историю с 1896 года. В музее, расположившемся на более чем 400 квадратных метрах площади, была собрана вся история предприятия, состоящая почти из 2000 экспонатов. Это была дань памяти всем, кто работал на заводе, и напоминание будущим поколениям заводчан о трудовой славе предприятия. Сейчас этот музей входит в число лучших музеев предприятий города Омска и 22 октября отметит своё 40-летие.

Наряду с талантом руководителя Сали Александрович обладал еще и талантом ученого. Наукой он начал заниматься в 50-е годы прошлого века. При его непосредственном участии в нашей стране были разработаны новые хладостойкие стали, легированные ванадием. В 1972 году Сали Катык защитил кандидатскую диссертацию, темой которой была разработка способа усиления траков танковых гусениц путем введения ванадия в состав стали, из которых они изготавливались. Применение данного способа на практике в разы повысило эксплуатационные характеристики и, соответственно, дальность хода танков без замены гусеничной части. В 1983 году он защитил докторскую диссертацию, которая была успешно внедрена на заводе и позволила значительно повысить прочность танковых башен. Под его руководством на Уралвагонзаводе и заводе имени Октябрьской революции велись практические исследования в области металлургии, которые внесли значительный вклад в повышение надежности, экономичности и качества выпускаемой в нашей стране оборонной и гражданской продукции.

Кроме того, он преподавал в Омском государственном университете путей сообщения, где есть кафедра «Технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава». Сали Александрович много лет был профессором этой кафедры и читал лекции по дисциплине «Технологические процессы машиностроительного производства». Он оставил после себя две лучшие лаборатории, которые с его помощью были оснащены передовым по тем временам оборудованием. На его плечах держался огромный завод с почти 30-тысячным коллективом, но он все равно считал важным выделять время подготовке молодых кадров и научной работе.

Труд С. А. Катыка был высоко оценен нашей Родиной — в 1981 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, а на заводском знамени добавился орден «Ленина» — это была высокая оценка государством работы всего коллектива завода. «За выдающиеся заслуги в освоении серийного производства нового изделия и досрочном выполнении заданий десятого пятилетнего плана», — так говорилось в поздравительной телеграмме министра оборонной промышленности СССР П. В. Финогенова. Также С. А. Катык был награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством 4-й степени», «Октябрьской Революции» и «Знак Почета». В 1993 году он вместе с группой производственников и руководителей военных ведомств, среди которых были создатель танка Т-80 Н. С. Попов и начальник главного автобронетанкового управления Министерства обороны А. А. Галкин, стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Эту премию они получили за разработку комплекса новых технических решений танка Т-80У и его внедрение в серийное производство.

С. А. Катык неоднократно избирался членом Омского областного комитета КПСС и депутатом Омского областного и городского Совета народных депутатов. В 1988 году в составе областной делегации принимал участие в работе 19-й всесоюзной конференции КПСС.

О семейной жизни Сали Александровича можно сказать, что вместе с супругой Клавдией Павловной они воспитали двоих детей и четверых внуков, один из них, Кирилл Катык, продолжает династию промышленников и без малого двадцать лет трудится на одном из предприятий города Омска, а также идет по стопам деда в научной сфере, успешно окончив в этом году аспирантуру при ОмГТУ.

Сали Александрович Катык ушел из жизни 28 мая 2010 года, не дожив нескольких месяцев до своего 80-летнего юбилея. Его память в нашем городе увековечена мемориальной доской на доме, где он жил. В честь Сали Катыка названа одна из улиц нашего города, а спорткомлексу «Авангард» присвоено его имя.

Почти 25 лет прошло с того дня, когда Сали Александрович Катык оставил пост генерального директора завода, и 10 лет, как он ушел из жизни, а танки Т-80, выпущенные заводом, по-прежнему стоят на боевом дежурстве, охраняя рубежи нашей Родины. Все эти годы они несут память об омской земле, о заводе и его директоре, который отдал танкостроению 50 лет своей жизни, став одним их крупнейших организаторов танкостроительной отрасли, влияющих на создание новейших образцов военной техники, опередившей свое время.

"