Posted 13 марта 2022,, 02:38

Published 13 марта 2022,, 02:38

Modified 3 апреля 2022,, 20:09

Updated 3 апреля 2022,, 20:09

Эффект отложенного спроса: эксперты объяснили, почему омичи скупают мебель

13 марта 2022, 02:38
Местные фабрики пока справляются с заказами и даже не думают о сокращении штата.

В связи с беспрецедентно жесткими санкциями, наложенными на Россию за последнюю неделю, серьезному испытанию на прочность подверглись самые разные отрасли. Недавно Омске временно приостановила работу шведская «Икея». Город55 выяснил, смогут ли местные производители справиться с возросшим спросом и заменить собой эту значительную долю рынка.

«Успели закупиться комплектующими, пока запас хороший»

Омский салон мебели «Фабрика» открылся как раз в кризисный 1998 год. Тогда производство не просто выжило, но со временем стало расширяться. Основное направление — создание корпусной и кухонной мебели. Компания небольшая — на 20 с лишним рабочих мест. Запас прочности есть на ближайшие пару месяцев.

«У нас количество заказов не увеличилось, но и меньше не стало за последнее время, — рассказала главный бухгалтер компании Юлия. — Люди продолжают покупать. Большую часть фурнитуры мы стараемся приобретать у российских поставщиков. Но есть и импортная, она дорогая. Закупаем ее не напрямую, а через посредников. Пока перебоев с поставками нет, но у нас расчеты каждое утро теперь по условиям, каждый день высылают новый прайс с выросшей стоимостью. Пока у нас на складе хороший запас, мы успели основными материалами закупиться. Когда это закончится, придется повышать цены. Мы уже это сделали на 15%, дальше будем смотреть по развитию ситуации».

«Поролон и ткани у нас китайские, приходится рассчитываться в валюте»

Омская мебельная фабрика «Шеff» — совсем небольшая и специализируется на производстве мягкой мебели. Особого притока клиентов там тоже пока не заметили — в отличие от сложностей с поставкой комплектующих есть.

«Буквально сегодня оформлял новый заказ, стоимость выросла на 20%, — объяснил директор фабрики Игорь Шефер. — У нас основные поставщики — комплектующих из металла и дерева — российские. Но им их поставщики в свою очередь уже сказали, что повышается стоимость сырья. Поролон и ткани у нас китайские, мы рассчитывались в долларах, так что соответственно все пропорционально выросло в стоимости. Может быть, крупные фабрики, которые закупают большие партии, и столкнулись с нехваткой. У нас все в порядке пока».

«В марте обычно мертвый сезон, сейчас — шквал заказов»

У фабрики корпусной и мягкой мебели «Эверест» производство находится в Омске. Но своим товаром она обеспечивает и другие города России. На сайте компании значится, что ее производственные мощности позволяют делать десятки тысяч единиц мебели в месяц. Город55 узнал у представителей этой крупной компании, как в свете последних событий обстоят дела у них.

«Обычно в феврале–марте затишье, мертвый сезон — люди потратили деньги на новогодние праздники, копят. Но в этом году, вот как стала появляться информация о происходящем в мире, у нас просто шквал заказов, — рассказала главный менеджер по продажам мебельной фабрики. — Я думаю, это напрямую связанные вещи. У нас сейчас все хорошо, такого количества заказов вообще никогда не было. Но мы справляемся. Единственное опасение сейчас вызывает то, что обивочную ткань закупаем в Турции. Пока они не отказываются нам продавать. Но ситуация постоянно меняется, непонятно, что будет завтра. Остальные поставщики — российские. И они уже все подняли цены — кто-то на 5%, кто-то на 20%. Некоторые присылают письма с новыми прайсами по два раза в день».

«Эверест» позиционирует себя как производитель мебели в средней ценовой категории. Есть как розничная, так и оптовая торговля. Однако из-за общей тенденции с наценками, им также пришлось поднять цены, окончательный прайс еще формируется.

«Активно заказывают мебель клиенты из других городов. У нас большое производство: два цеха — мягкой и корпусной мебели. 87 рабочих мест. В ближайшее время никого сокращать точно не будем».

Впрочем, многие эксперты пока к такому оптимизму относятся с большой осторожностью. В ближайшие месяцы люди действительно будут покупать больше, вкладывая средства в технику, мебель, недвижимость — у кого на что хватит денег. Что будет, когда этот ажиотаж спадет, пока никто прогнозировать не берется.

Комментарий эксперта

«Ситуация такая, что похожих сюжетов никогда в мире не было»

Город55 узнал мнение о происходящем и возможных сценариях развития у заведующего кафедрой экономической теории ОмГУ Евгения Капогузова.

«Есть ситуации, которые можно прогнозировать, а есть такие, где можно гадать. Все каждый день меняется. У нас сейчас ситуация такая, что похожих сюжетов никогда в мире не было, — объясняет Евгений Алексеевич. — Совокупность обстоятельств, которые связаны с потенциальным падением доходов населения и при этом поддержкой определенных категорий населения государством, уходом инвесторов и еще потенциальная национализация. В мировой практике такие явно похожие вещи сложно вспомнить».

По убеждению нашего собеседника, в 1998 году, о котором сейчас часто вспоминают, была другая картина с целой совокупностью вещей. Например, предприниматели, которые покупали в кредит импортное оборудование при долларе, стоившем 6 рублей, выиграли после дефолта. Такая ситуация почти 25 лет назад была с омской мясоперерабатывающей отраслью. Теперь ситуация во многом иная. Предпринимателям, закупившим импортное высокотехнологичное оборудование, надо его обслуживать. А заменить деталь в нем сейчас непростая задача. Также экономист пока не видит возможности полноценно заменить ушедших с российского рынка производителей.

«Можно пытаться что-то скопировать, есть такая технология разрешенного промышленного шпионажа, когда многие страны, в частности азиатские, успешно адаптируют разработки других. Но невозможно заменить оригинальный рецепт сыра, выпустив его под аналогичным названием, — считает Капогузов. — То же самое с другой продукцией, которая связана с многолетней традицией производства. Да, у нас делают подобные вещи, похожие на известный бренд и очень похожие по содержанию. Но по факту получилось, что не такого уж и хорошего качества. И будет ли спрос? В связи с падением доходов люди берут товары по старым ценам. Это эффект отложенного спроса или ожиданий. Они действительно стимулируют объем продаж товаров длительного пользования, которые при новых ценах купить возможности уже не будет. Поэтому и старые запасы, лежавшие на складах, распродают. При новом равновесии, возможно, будет другой уровень спроса. Здесь все не на 100% однозначно».

"