Posted 6 февраля 2017,, 11:59

Published 6 февраля 2017,, 11:59

Modified 3 августа 2022,, 23:39

Updated 3 августа 2022,, 23:39

Чтобы спасти Омск, надо его расселить - сказали в Москве

6 февраля 2017, 11:59
Мнение экспертов.

Накануне в Омске обсудили ситуацию с раковыми заболеваниями в регионе. В обсуждении причин, методов профилактики и диагностики заболеваний приняли участие заместитель главврача Клинического онкологического диспансера Олег Леонов, профессор ОмГУПС Сергей Костарев, руководитель омского Благотворительного Центра помощи детям "Радуга" Валерий Евстигнеев и, врач-маммолог Максим Набока.

По мнению Олега Леонова, следить за своим здоровьем нужно ежедневно, что позволит заранее узнать о возможной опасности здоровью:

- Мы выявляем не менее девяти тысяч новых случаев злокачественных новообразований ежегодно. На сегодняшний день на учете состоит около 45-50 тысяч жителей региона, около 51% из них, порядка двадцати тысяч, живут с этим заболеванием более пяти лет, в результате того, что они своевременно получили лечение.

Из года в год патология увеличивается, говорит Леонов, но нельзя сказать, что в регионе бешеный рост заболеваемости. По мнению специалиста, нужно смотреть не на заболеваемость, а на смертность: злокачественные образования входят в первую тройку причин смерти. Это является большей проблемой, нежели число заболевших. Нужно снижать показатели смертности.

Сергей Костарев рассказал об исследовании омской экологии, влияющей на здоровье жителей:

- Чаще всего этими заболеваниями болеют люди, живущие вдоль магистралей. Центр города – самый катастрофический с точки зрения этого вида болезней. В исследовании была привязка к поликлиникам по территории обслуживания. Выяснилось, что те поликлиники, которые находятся в центре города и вдоль больших магистралей, например 10-летие или 70 лет Октября, Красный Путь, проспект Маркса – все эти территории. Чем ближе к дороге, тем больше болеют.


Система лечения в Омске хорошая. Но когда мы говорим о профилактике, возникает проблема, связанная, в основном, со структурой города Омска. Когда мы повезли в Москву эти материалы, нам сказали: чтобы спасти город, надо его расселить. Спрашивают у меня, «вы хотите расселить Омск?» И я сказал, наверное, это все-таки нереально.


Впрочем, это не значит, что за один день всех отсюда вывезти. Если бы тогда была поставлена такая задача, стратегическая, город развивался бы пошире, покачественнее, и возможно, риск экологозависимых онкологических заболеваний снизился бы значительно. Другой причины, кроме онкологической, в отношении этих видов заболеваний нет. Расселять надо было бы километров на 20-30 от центра, тогда город это позволял, и денег много не надо было: пространство вокруг города позволяло. Надо было захотеть это сделать. Метро в этой программе было одним из пунктов, но это уже дело прошлое.

Люди болеют и их можно вылечить, но это очень дорого. Люди остаются один на один с болезнью и тем огромным перечнем материальных проблем, которые нужно решать.

- Жизнь конечна, и причина смерти рано или поздно появится. - говорит Олег Леонов. - Мы сами выбираем вариант развития событий, который случится. Если пациент появляется вовремя, то его можно вылечить. А если мы получаем распространенную, запущенную форму патологии, опухоли, то успех лечения ограничен, а результат - предсказуем. Давайте ставить жестко задачи. Если выявляем раннюю форму патологии, например, острый аппендицит в ранней форме, - операция в стационаре и через три дня пациент уже бегает дома.

Так мы пролечили пациента, он уходит в группу наблюдения и проблема снимается. Да, у него остается риск повтора и прогрессирования болезни, но на сегодняшний день он вылечен. А если мы берем запущенного пациента, почему должны быть уверены, что вылечим его? Медицина ставит задачу продлить жизнь и повысить ее качество. Мы 30% населения выявляем в той ситуации, когда уже вылечить невозможно, - утверждает Олег Леонов.

Как быть?

Если обратиться к мировой литературе, то из нее станет известно, что на сегодня причина образования злокачественной опухоли неизвестна. При этом названо огромное количество факторов: и питание, и генетика, и экология… Пальцев не хватит. «Можно говорить о некой предрасположенности, но что дает старт проблеме – неизвестно», говорит Олег Леонов. По его словам, на сегодня в мире существует лишь две раковые болезни, которые имеют доказанную причинно-следственную связь. Это рак шейки матки и опухоли толстой кишки.

- Если возьмем наше население, то признаем, что женщины более внимательны к своему здоровью, нежели мужчины. Я думаю, что большая часть мужиков – давайте их так назовем – пойдут в больницу, когда им будет уже очень плохо, - уверен специалист. - Самый простой набор анализов, диспансеризация, флюорография уже позволяют выявить массу патологий. Возьмем, к примеру, общий анализ крови. Когда вы последний раз сдавали анализ крови? Заставляет или система, или болезнь. Всего 30% населения страны прошли диспансеризацию, а мы хотим спросить, почему у нас рак свирепствует? - спрашивает Леонов.


На сегодня в регионе смертность 194-195 случаев на 100 тысяч населения. К 2020 году планируется сократить показатель до 190. К слову, за последние три года в Омском регионе показатель смертности снизился с 200 до 194. Есть небольшой прирост пятилетней выживаемости, по полпроцента, по четверти процента. Запущены программы диагностики мужского здоровья, ранней диагностики рака толстой кишки. Расчетные показатели соотношения смертности и заболеваемости - одни из самых наглядных. Есть даже такой показатель как «Качество доверия населения к своей онкологической службе». Если он составляет 0,25-0,3, то это удовлетворительное отношение. В Омске показатель достигает 0,27-0,28. «У нас в регионе если пациент пришел, то свой вопрос решить сможет», говорит Олег Леонов.

"