Posted 19 января 2019,, 07:30

Published 19 января 2019,, 07:30

Modified 23 февраля 2022,, 12:55

Updated 23 февраля 2022,, 12:55

Во сколько обошлась Омску новая система оплаты проезда

19 января 2019, 07:30
С января 2019 года в Омске заработала новая система, позволяющая безналичную оплату. Так горожане могут экономить на проезде, подорожавшем до 30 рублей. На основе данных госзакупок Город55 подсчитал затраты на внедрение «удобного маршрута», разработанного по заданию Москвы, на омском муниципальном транспорте.

Слагаемые

Заказчиком выступило муниципальное предприятие «Пассажирсервис». Оно занимается реализацией электронных проездных билетов (точнее через субагента ООО «ОмскТрансКарт»), обработкой транспортных транзакций. Банком-партнером выбран Сбербанк, провайдером – ООО «Удобный маршрут». Компания является разработчиком, поставщиком и оператором одноименной системы оплаты проезда.

На рынке у разработчика системы хватает конкурентов. По словам главы омского дептранспорта Александра Вялкова, этот – крупнейший, и поэтому был выбран. Все соглашения «Пассажирсервис» заключал без проведения торгов в рамках 223-ФЗ в течение ноября-декабря.

Считаем

Оказание услуг Сбербанком на проведение расчетов по оплате проезда, совершенной с использованием банковских карт, – 11,64 млн рублей. Срок исполнения 2019-2021 годы.

Приобретение неисключительных прав на программное обеспечение Реестра социальных транспортных карт путем сублицензионного договора с ООО «Удобный маршрут» 3,50 млн рублей.

Приобретение неисключительных прав на программное обеспечение АСОП «Удобный маршрут» 5,50 млн рублей.

Поставка бесконтактных считывателей у ООО «Удобный маршрут» 594 тыс. рублей.

Кроме того, поскольку новые терминалы, необходимые для работы с банковскими картами (каждый, кстати, стоит около 15-20 тыс. рублей), принадлежат «Пассажирсервису», ПАТП-8 (муниципальные автобусы) и МП «Электрический транспорт» (троллейбусы и трамваи) вынуждены были взять оборудование в аренду. Пока на срок в 2,5 года.

Аренда «Пассажирским предприятием №8» 450 терминалов – 7,83 млн рублей.

Аренда «Электрическим транспортом» 198 терминалов – 3,45 млн рублей.

Итого = порядка 32,5 млн рублей.

(Закупки транспортных карт не попали в расчеты, так как этот способ безналичной оплаты прямо не связан с внедрением новой системы, а действовал и до нее.)

За скобками

Сам проект «Удобный транспорт» в 2004 году начала разрабатывать компания «Розан» по заданию правительства Москвы для автоматизации учета проезда на основе «Социальной карты москвича». Терминальное программное обеспечение разработала компания «Липман». Проект внедрили в 2006 году и распространили и на не льготников. В 2008 году его выделили в отдельную бизнес-структуру.

По данным компании, сегодня технология внедрена более чем в 20 регионах России. К примеру, «Удобным маршрутом» пользуются в Краснодаре, Калуге, частично запустили в Перми. В Ненецком автономном округе возникли проблемы.

В декабре 2018 года пассажиры, оплатившие проезд банковскими картами, пожаловались на списания, превысившие число поездок за день.

Как пояснили разработчики Нарьян-Марскому автотранспортному предприятию, оказалось, что транзакции, произведенные ранее, не выгружались в процессинг Сбербанка. Когда выгрузку наладили, списания прошли массово. Причину сбоя не нашли.

«Средства были списаны с задержкой, но суммы списаний правильные», - сообщали в ООО «Удобный маршрут».

Местные «нюансы»

Город55 сообщал, что безналичную оплату проезда планировали ввести с 1 января 2019 года. Новая система коснулась всего муниципального транспорта, включая электрический. Частично – частных перевозчиков. По информации дептранса, около 600 машин, или треть от всего парка предпринимателей, подключили безналичную оплату, охват планируется расширить. Новые терминалы должны принимать не только транспортные карты, но также бесконтактные карты любого банка, оплату смартфоном с привязанной к нему банковской картой за счет технологии NFC. Подробнее обо всех способах безналичной оплаты - здесь.

По факту из-за сбоев в системе безналичная оплата заработала позже, к тому же возникли сложности с приемом транспортных карт. Так, еще 3 января кондукторы муниципальных автобусов недоуменно уточняли: «Что еще за оплата банковской картой?» С началом рабочего года глава департамента Александр Вялков выступил с пресс-конференцией. Основные тезисы: теперь все работает, любое нововведение не может пройти идеально, в Омске за месяц проделали то, на что требуется полгода, доработки еще продолжатся в течение нескольких месяцев. А за сбои ему и директору ПП-8 Виталию Маслику пришлось заплатить из собственных средств.

"