Туманные перспективы. Особенности частного судостроения в Омске

Туманные перспективы. Особенности частного судостроения в Омске

11 сентября , 15:41ЭкономикаPhoto: pixabay.com
По длине водных путей Россия — один из мировых лидеров. Помимо морских акваторий в стране более 100 тысяч километров рек и озер. При этом частное судовладение и водный туризм в РФ до сих пор находятся в зачаточном состоянии.

Омск в этом плане не исключение. Михаил Баша в свое время создал в Омске предприятие и был готов к запуску в серийное производство судов на воздушной подушке. Были созданы опытные образцы, прошло их тестирование, но дальше дело не пошло, и вот уже четыре года, как проект заморожен.

«Суда на воздушной подушке — недешевые изделия. Примерно пять лет назад этот рынок начал падать. Вдобавок проявился достаточно серьезный демпинг в лице Нижнего Новгорода, где производят аналогичную продукцию. Но у них было готовое производство. У нас как такового предприятия не было, а было опытное производство. В Омске я не вижу рынка на суда на воздушной подушке», — рассказывает предприниматель.

Photo:Медиахолдинг1Mi

По словам Михаила Баши, основная трудность сегодня — малый спрос на отечественном судостроительном рынке. Ему, в частности, удерживаться на плаву помогает выпуск лодок из стеклопластика. У предпринимателя среднеценовой сегмент. Стоимость лодок от 21 до 40 тыс рублей.

«Как такового рынка маломерных судов в Омске нет. Я сейчас делаю маленькие лодки, те, которые не надо регистрировать, до 10 л. с. У меня их берут в основном для озер — на охоту, на рыбалку. Мы делаем 50-60 лодок в год. Примерно 20% покупают в Омской области, остальное рассылаем по регионам. География большая — от Брянска до Владивостока.

Да, я хочу делать большие лодки, но смысл, если у меня их никто не купит? Проблема в том, что у людей нет денег. Все зависит от спроса, а в России спрос валится»,

говорит Баша.

Photo:Скриншот программа «Бизнес-вектор» ТК РБК

Оборот рынка маломерных судов в России составляет около 11 млрд рублей ежегодно. Эксперты отрасли подтверждают: последние два года он стоит на месте и практически не растет в объеме. Порядка 30% рынка приходится на яхты и катера из пластика. Примерно столько же — на алюминиевые катера и лодки. Доля стальных яхт составляет не более 5%. Оставшаяся часть за прочими маломерными судами, в том числе из ПВХ и дерева.

Наибольшим спросом сегодня в России пользуются скоростные глиссерные катера из металла или стеклопластика. Их, как правило, используют для непродолжительного отдыха на воде. Специалисты отмечают, что в связи с закрытием границ из-за коронавируса начали пользоваться спросом все виды отдыха внутри страны. В том числе и яхтинг.

Photo:pixabay.com

Виктор Лидер пришел в отечественный яхтенный бизнес 16 лет назад. Сначала организовывал для российских клиентов постройку яхт в Голландии, а 10 лет назад организовал собственное производство. Открыл под Калининградом компанию «Ушаковские верфи». Вложив около трех миллионов евро, вернул инвестиции через шесть лет. Сегодня его судостроительная компания спускает на воду до восьми стальных судов в год. За счет удачного сочетания цены и качества продукция пользуется спросом. Причем не только в России, но и за рубежом.

«В Голландии рабочий час человека стоит в районе 5 333,40 рублей (60 евро), а у нас, если посмотреть на евро, то это 25. Мы можем быть дешевле процентов на 20. Если мы будем очень эффективно работать, то на 22-25 процентов», — сказал владелец компании «Ушаковские верфи» Виктор Лидер.

Photo:Скриншот программа «Бизнес-вектор» ТК РБК

Однако эксперты отмечают, что бурное развитие судостроения в России сдерживается тем, что приобрести водное средство передвижения бывает не так просто.

«Финансово-кредитные ресурсы российских банков и компаний если и используются, то в пределах арифметической погрешности. Предпринимателям вместе с банками и лизинговыми компаниями приходится на коленке придумывать всевозможные возможности, чтобы применить эти механизмы при покупке маломерных судов», — отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

По словам участников отрасли, пандемия коронавируса подстегнула спрос на маломерные суда. Однако при этом производственные мощности все равно остаются незагруженными. Помочь мог бы государственный заказ или спрос со стороны туристической индустрии. Но в России до сих пор нет рынка применения маломерных судов для развлекательных целей.

«У нас причальные стенки хорошие для малых судов сделаны в трех городах: Москва, Санкт-Петербург и Сочи. У нас очень сложно открыть заправочные станции на воде. Водных магазинов нет вообще. Так построено законодательство, что их открыть невозможно. Нелегальные есть, легальных нет»,

— сказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Сегодня в РФ зарегистрировано около 2 млн частных маломерных судов. Ежегодно парк увеличивается более чем на 100 тысяч судов. Это капля в море. По мнению экспертов, чтобы реализовать огромный потенциал отечественной судостроительной отрасли и увеличить спрос, требуется изменить сдерживающие рынок нормы.

вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев
вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter