Posted 11 февраля 2022,, 05:19

Published 11 февраля 2022,, 05:19

Modified 23 февраля 2022,, 17:20

Updated 23 февраля 2022,, 17:20

Рынок печатных услуг. Омские типографии бьются насмерть за заказы

11 февраля 2022, 05:19
Пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар по книжному рынку России. В 2020 году он сократился на 12%, до 84 млрд рублей. Примерно треть выручки издатели получили от реализации художественной литературы. Почти столько же пришлось на научно-популярные и познавательные издания. Книги для детей заняли 15% рынка.

В 2021 году отечественный книжный рынок начал оправляться от последствий пандемии. Подсчеты еще ведутся, но, по предварительным данным, он может оказаться больше на 13% и достичь в объеме 95 млрд рублей.

«В 20-м году рынок резко упал и достиг своего дна, самого настоящего. Еще в апреле 2020 года мы обратились в правительство РФ о том, чтобы отрасль книгоиздания и продажи книжной продукции признали как важную и пострадавшую от пандемийных процессов. И она вошла в перечень с соответствующими льготами», — сказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Владелец омской типографии «Бланком» Константин Кучеренко считает, что, как и книгоиздатели, печатники также нуждаются в государственной поддержке. По его словам, в прошлом году из-за спада на рынке он был вынужден вдвое сократить численность персонала. По мнению экспертов, нелучшие времена переживают в последние годы и другие крупные типографии региона. Например, омская областная типография значительно сократила свои площади, испытывают трудности типографии «Ютон» и «Компаньон».

Константин Кучеренко рассказывает, что работы сегодня так мало, что приходится брать любой заказ, какой только есть.

«Кафе и рестораны лежат на боку. Ничего не заказывают. Новые бланки, этикетки, вывески мало кто делает. Печать книг, журналов разыгрывается на аукционах. Работаем по всей России, щипаем мелкие контракты. Порой на торгах первоначальная цена падает до 70%. В итоге за три копейки куча голодных типографий бьются насмерть за заказы по себестоимости», — говорит владелец типографии.

По словам участников полиграфического рынка, сегодня большие проблемы также возникают в связи с ростом цен на материалы. Например, в 2021 году бумага подорожала на 20%, а картон на 60%. В этом году поставщики уже объявили о повышении расценок.

«Производство качественной книжной бумаги упало в два с половиной раза. Бумажные предприятия переходят на производство упаковки, это более выгодно. Наши зарубежные партнеры тоже испытывают в этом дефицит по тем же самым причинам. Поэтому стоимость книги только в 2021 году выросла до 40%», — отметил вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.

В то же время на рынке детских изданий в целом наблюдается благоприятная тенденция. Это направление, считают специалисты, всегда будет востребовано и вряд ли уйдет в онлайн. В отличие от сегмента взрослой литературы, где рынок стремительно занимают электронные книги. На сегодняшний день это около 10% от общего объема, но продажи электронной литературы растут быстрыми темпами.

«Некоторые эксперты оценивают, что этот сегмент вырос до 40% по сравнению с 2019 годом. Люди читают в гаджетах, и это абсолютно нормально, появилось очень много агрегаторов, очень много сайтов, на которых можно купить эту литературу», — сказал Максим Фатеев.

По мнению участников рынка, рост сегмента электронной литературы имеет свой предел. К примеру, в США продажи таких книг достигли 25% от общего объема и дальше не растут. Такая же ситуация прогнозируется и в России. Одна из задач, которую ставит бизнес перед государством, — усилить борьбу с книжным «пиратством» в интернете. Что касается отрасли в целом, то ожидается, что в 2022 году рынок продолжит расти.

"