Posted 7 сентября 2020,, 08:55

Published 7 сентября 2020,, 08:55

Modified 3 апреля 2022,, 20:08

Updated 3 апреля 2022,, 20:08

(Не)туристическое лето: «осядут» ли омичи на российских курортах

(Не)туристическое лето: «осядут» ли омичи на российских курортах

7 сентября 2020, 08:55
Фото: Медиахолдинг1Mi
Нынешний турсезон — настоящий феномен. Зарубежный отдых вынужденно заменили российские санатории, которые получили шанс завоевать новую аудиторию. И, кажется, не справились.

Сложный сезон

Омские турагентства начали выходить из мертвой точки только в июне, когда стали открываться первые направления отдыха по России. До этого почти три месяца фирмы жили в режиме «переброни», перенося на более поздние даты проданные еще зимой и по старому курсу валют туры. Прибыли это не приносило, бизнес потерял до 90% доходности.

Тем не менее эксперты не говорят о гибели туротрасли. Пандемия только показала востребованность туристических услуг, и по мере открытия новых направлений рынок будет восстанавливаться, считает завкафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса ОмГТУ Евгения Кулагина. За лето многие игроки частично заполнили лакуны за счет небывалой востребованности отдыха внутри страны. В августе стала доступна Турция (Великобританию и Танзанию мы не рассматриваем, поскольку турпоток из Омска туда почти отсутствует). Вскоре должно возобновиться авиасообщение с Египтом, ОАЭ и Мальдивами.

«К апрелю мы совершенно потеряли все точки опоры. Когда открыли внутренний туризм, у нас появилась одна точка, когда открыли Турцию — вторая. А до этого было порядка 200», — говорит директор туристического агентства «Мистер Фогг» Елена Кашленко.

Сильно пострадали фирмы, которые специализировались на одном направлении (например, Греция), однако в целом рынок демонстрирует устойчивость к внешним кризисам. «Реальные» фирмы, у которых есть постоянные клиенты, останутся на плаву, считают эксперты. Наши собеседники не назвали ни одного игрока, который за этот период ушел бы с омского рынка. На это повлияло и то, что возврат денег в связи с форс-мажором был минимальным, в основном клиенты соглашались на перебронь.

Турция

«Открытие» Турции в начале августа не стало панацеей для турагентств. Как отмечают в компании «Мистер Фогг», ажиотажного спроса среди омичей, как и в целом по России, не наблюдается, продажи туров очень скромные. Сказалось то, что многие, не дождавшись открытия границ, успели отдохнуть внутри страны. Кроме того, путевки в Турцию оказались довольно дорогими с учетом нового курса валют.

Стандартный отдых на двоих на 9 ночей обойдется сейчас в 100 тыс рублей.

«Мы ждали распродажных цен, а они сразу вышли на такой уровень. Это вполне объяснимая стоимость для этого периода времени, но не вполне понятная для туристов. Август — высокий сезон, открылись пятизвездочные отели, и им надо начать свою деятельность после простоя, они не могут демпинговать. Тем более, спрос есть. Но для туристов это некоторое разочарование, — рассказала Кашленко.

Еще один нюанс — отдыхающих смущают новые правила безопасности, которые на турецких курортах строже, чем в России. Для избалованных определенным уровнем сервиса туристов оказался чувствительным, к примеру, запрет на шведский стол: теперь у каждого блюда стоит официант, к которому могут выстраиваться небольшие очереди. К тому же полеты на турецкое побережье возможны сейчас только из трех городов, что создает дополнительные сложности. Хотя, по мнению экспертов, изменения не такие уж кардинальные: бассейны, пляжи работают, маски остаются на выбор самих туристов.

«Пока не вижу массового спроса на Турцию. На то есть свои причины — туроператоры не готовы рискнуть, нет прямых рейсов. Это не является серьезным поводом для отказа от отдыха. Причина в другом — люди устали ждать или уже успели отдохнуть в России…».

«Сейчас в Турцию летают по остаточному принципу — кто сильно долго ждал, кто влюблен в нее, кто не вписывается в бюджет по России», Елена Кашленко, директор компании «Мистер Фогг».

Таких людей, по ее словам, не очень много, и пока омичи охотнее едут на отечественные курорты, несмотря на то, что цены там еще выше.

Россия

При этом пандемия дала россиянам возможность в принципе увидеть отечественные курорты — в первую очередь, Анапу, Сочи, Крым. А они получили шанс отвоевать часть аудитории у зарубежья. На фоне коронавирусных ограничений вырос спрос и на Алтай, где весь сезон турбазы были забиты на 100%.

Дальнейший тренд на внутренний туризм будет зависеть от того, насколько российские курорты хорошо зарекомендовали себя в этом сезоне, считают специалисты. Пока туристы продолжают штурмовать черноморское побережье, искать дефицитные билеты и заселяться в переполненные отели, несмотря на альтернативу в виде Турции, но критика уже последовала.

«Переориентировать туристов на российский рынок оказалось очень сложно. Как только мы начали с этим работать, сразу же начался шквал недовольств и жалоб. Это связано с тем, что российские курорты в своей массе не готовы предоставлять качественный сервис. Олл-инклюзив, который они предоставляют, заметно проигрывал тому же турецкому», — отмечает руководитель турагентства «Дискавери» Наталья Афанасьева.

По ее словам, большинство отелей и баз отдыха оказались не готовы к массовому наплыву туристов и не продемонстрировали культуры общения с клиентами. К примеру, часто возникали проблемы с тем, что люди приезжали на отдых с документами, подтверждающими бронь, а свободных мест уже не было, и в итоге начиналась лихорадочные поиски других номеров. Не всегда была на уровне лояльность персонала.

«Из всех мест отдыха в России достойно выступили всего 10%», руководитель турагентства «Дискавери» Наталья Афанасьева.

Уроки пандемии

В то же время отечественные курорты понемногу учатся сервису, в том числе от самих туристов.

«Причина недостатков во многих случаях — не нехватка денег, а отсутствие представления о правильном отдыхе. Чтобы повысить количество гостей, бывает достаточно просто сменить текстиль»,Елена Кашленко.

«Побывавшие в разных странах люди приезжают в российский отель и задают вопрос: „Почему у вас матрасов нет на шезлонгах?“ А отель об этом раньше просто не задумывался», — отмечает эксперт.

Из критики тоже извлекается полезный опыт, уровень сервиса будет повышаться, а у отдыха в России есть шанс стать не вынужденной мерой, а осознанным решением. Вопрос в том, увидят ли эти улучшения туристы в следующем сезоне, если после открытия границ все снова ринутся за рубеж.

«Почему люди едут в Турцию? Потому что есть больший выбор за меньшие деньги», — говорит Кашленко. Пока этот дисбаланс устранить не удалось.

Тренд не удержится

Специалисты сходятся во мнении, что открытие границ снова перераспределит потоки туристов не в пользу отечественных курортов. По мнению одних, последние вновь будут интересны единицам, другие полагают, что некоторую аудиторию они все же сохранят за собой.

«Пандемия показала, насколько остро востребован туризм. И насколько уровень сервиса влияет на предпочтения. Когда откроются зарубежные направления, потоки, конечно, изменятся, но вполне возможно, что ряд российских курортов уже успел найти своего клиента», — прогнозирует завкафедрой туризма ОмГТУ Кулагина.

Удержать туристов в России призваны государственные акции, такие, как кэшбек за туры по России (путешественникам возвращали от 5 до 15 тыс рублей за путевки), однако к реализации возникли вопросы. Программа действовала всего неделю, о старте поздно объявили и многие турфирмы не успели ее прорекламировать, в результате чего туристов по этой акции в Омске было не так уж много.

Прогнозы

В ожидании зимнего сезона турагентства не слишком оптимистичны. Если не откроются привычные для омичей зимние направления — Таиланд, Вьетнам, то это усложнит ситуацию. В таком случае люди могут полететь в Египет, ОАЭ и ту же Турцию, где море в это время года холодное, но климат все равно не сравнить с Сибирью. Вопрос, насколько активным будет этот интерес. Альтернативой также могут стать горнолыжные курорты, в первую очередь, Шерегеш.

Однако все планы «висят на волоске» из-за вероятности второй волны пандемии.

«Осенний сезон будет тяжелым, необходимо активно продвигать зимние направления отдыха. Да, некоторые компании после очень слабого лета попадут в условия жестокой конкуренции осенью, кто-то закроется. Но в целом недостатка на рынке туристических услуг точно не будет», — говорит директор турагентства «Дискавери» Наталья Афанасьева.

"