Posted 3 сентября 2018,, 10:56

Published 3 сентября 2018,, 10:56

Modified 23 февраля 2022,, 12:18

Updated 23 февраля 2022,, 12:18

Помогает или развращает: как устроена поддержка малого бизнеса в Омске?

3 сентября 2018, 10:56
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в странах с рыночной экономикой считается приоритетным направлением. В России действует своя федеральная программа субсидий на развитие МСП.

Как работает инфраструктура поддержки малого бизнеса? Чем плоха и чем хороша эта система? Сколько и как тратится денег на поддержку реального предпринимателя? Об этом в материале ИА «Город55».

Из чего состоит система поддержи бизнеса

По данным Министерства экономики, поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионе ведется в рамках двух госпрограмм «Развитие экономического потенциала Омской области» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области». Перечень мер по первой из них в 2017 году включал выделение субсидий по 12 направлениям бизнеса, по второй 9 видов субсидий.

В 2017 году объем финансовой поддержки предпринимателей составил 175,7 млн рублей. Из них за счет средств областного бюджета 59,1 млн рублей, за счет субсидий из федеральной казны 116,6 млн рублей. В 2018 году в бюджете запланировано увеличение затрат на поддержку до 220,1 млн рублей (172,9 млн рублей за счет собственных средств, 47,2 млн рублей за счет субсидий из федерального бюджета).

Среди нововведений 2018 года в бюджете региона заложено 80 млн рублей на капитализацию фонда микрофинансирования, на базе которого создан региональный фонд развития промышленности, а также 70 млн рублей – субсидирование затрат предпринимателям на приобретение оборудования и муниципалитетам для поддержки начинающих предпринимателей в форме грантов.

Основные кураторы программ поддержки в регионе министерство экономики и министерство сельского хозяйства и продовольствия. Помимо них помощь в виде грантов оказывают муниципалитеты. А еще есть «Омский региональный бизнес-инкубатор», «Центр поддержки предпринимательства», «Агентство развития и инвестиций», которые оказывают информационно-консультационную поддержку, помогают предпринимателям найти инвесторов и выйти на экспорт.

Как все это работает

Схема работы следующая. Депутаты каждый год утверждают предложенные правительством суммы. После этого чиновники распределяют задания по министерствам и муниципалитетам. Муниципальные районы и ведомства, в свою очередь, организуют у себя комиссии и объявляют конкурсы на получение субсидий и грантов.

Далее дело за предпринимателями. Они должны подготовить необходимый пакет документов и сдать их либо в отраслевое министерство, либо в муниципалитет. После чего конкурсная комиссия принимает решение – дать или не дать предпринимателю деньги.

На первый взгляд простая и вполне реализуемая схема. Но предприниматели не спешат за бесплатной помощью. В 2017 году мэрия Омска провела два конкурса на предоставление субсидий субъектам МСП. Было подано 53 заявки. По результатам отбора удовлетворена 31 заявка на общую сумму 4,3 млн рублей. Еще четыре победителя получили гранты на 1,6 млн рублей. В 2018 году за субсидией обратились 29 предпринимателей, 14 из них получили поддержку.

Редакции известны примеры, когда предприниматели из года в год получают гранты в мэрии на разные бизнес-проекты. При подготовке материала нам не удалось поговорить с ними предметно, поэтому мы за скобками оставим чистоплотность таких проектов, их целей и задач.

Лучше отменить такие субсидии

По словам предпринимателя, председателя омского отделения общественной организации «Опора России» Олега Ананьева, все дело в негативном информационном фоне, который сложился вокруг поддержки малого бизнеса. В среде бизнеса присутствует тотальное неверие, что можно что-то где-то получить. Им непонятна точка входа, куда идти, чтобы получить поддержку.

Система грантов для начинающих предпринимателей – хорошо. Но в городе отсутствует система акселерации бизнеса. Что это такое? Получив, к примеру, грант предприниматель максимум может дойти до уровня микропредприятия. А дальше либо остановка в развитии, либо банкротство. Вся проблема в отсутствии дешевых длинных денег, поскольку банки неохотно идут на кредитование начинающих.

Чиновники выдали субсидию, отчитались наверх, что бизнес поддержан и все. Что будет с предприятиями потом их мало волнует. Мы запросили в мэрии данные – сколько предпринимателей обанкротилось из числа тех, кому выделялась поддержка, как оценивается эффективность выбора адресатов. Ответа не последовало.

В Омске из всех форм поддержки реально работает только фонд микрофинансирования. Здесь можно взять самые длинные и дешевые деньги на сегодняшний день – 3 млн рублей на 3 года под 7,75% годовых с отсрочкой первого платежа. Но что такое 3 млн рублей? Для микропредприятияэто возможность повысить уровень оборотных средств. Для малого предприятия – вовсе незначительная сумма. Да, есть региональный фонд поддержки промышленности, который предоставляет суммы вплоть до 40 млн рублей. Но малый бизнес – это в основном сфера услуг, которая фондом не затрагивается.

Как ни странно, но выход омский бизнес видит в отмене грантовой системы и безвозвратного субсидирования.

«Возвратные деньги не так развращают предпринимателя, как безвозвратные. Что такое субсидия на возмещение лизинговых платежей? Это для тебя дополнительный бонус. Ты взял деньги и рад. А возвратные средства ты понимаешь, что их нужно пустить в проект, заработать прибыль и вернуть. Это мотивирует к нормальной деятельности», - говорит Олег Ананьев.

Подобная система, кстати, неплохо работает у наших соседей в Тюмени. Там около пяти лет назад отказались от безвозвратного финансирования предпринимателей. В итоге за это время увеличили бюджет поддержки до 1,5 млрд рублей, а количество новых проектов выросло до 1200.

Есть и такие предприниматели в Омске, которые заявляют, что система субсидий порочна, и ею лучше совсем не пользоваться. Мы поговорили с омским изобретателем Дмитрием Федосовым. Весной этого года он был признан виновным в хищении 10 млн рублей, выделенных Минэкономики на разработку инновационной портативной радиостанции, и получил 3,5 года условно. По словам Федосова, все деньги ушли на научные разработки, а его обвинили в хищении.

«Я могу сказать только одно, что лучше ничего не получать, вообще никогда. Какая это возможность? В тюрьму попасть? Вы получаете 5 млн рублей, а вам штраф выдают горазда больше и еще условный срок», - сказал он.

Бюрократическая «помощь» и препоны

В пользу отмены безвозвратного субсидирования говорят периодически всплывающие случаи нарушения в системе поддержки МСП. Омские чиновники в них пока не фигурировали, хотя понятно, что в некоторых ситуациях без их участия обойтись не могло.

К примеру, в 2016 году к двум годам лишения свободы приговорен председатель сельхозкооператива «Луговое» Анатолий Эрлих, брат экс-министра сельского хозяйства региона Виталия Эрлиха. Его обвинили в хищении более 6 млн рублей, выделенных чиновниками в качестве субсидии для компенсации затрат при покупке сельскохозяйственной техники. Брату бывшего министра помогли совершить мошенничество две измененные буквы в региональной программе развития льноводства. Неустановленный помощник в министерстве изменил окончание в одном слове текста программы, что позволило предпринимателю Эрлиху получить субсидию от ведомства, которое возглавлял чиновник Эрлих.

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области Юрия Герасименко, система субсидирования в регионе не так уж плоха, но иногда предприниматели натыкаются на бюрократические вещи, которые абсолютно нельзя предвидеть. Например, чтобы получить субсидию по ряду направлений на момент решения вопроса о выделении субсидий, предприниматель не должен иметь никаких задолженностей по налогам и различным фондам.

Предприниматель подаёт документы, которые подтверждают его чистоту перед законом. Однако ведомство стало рассматривать бумаги через месяц, и оказалось, что у заявителя за этот месяц образовалась задолженность 10 копеек по пенсионному фонду или налоговой. На этом основании чиновники принимают решение не давать предпринимателю субсидию, причем не давать в ближайшие два года.

«Такие моменты связаны с эффективностью государственного механизма. Я допускаю, что многие из нас имеют небольшую задолженность, но это же не значит, что мы недобросовестные граждане. Я бы, может быть, в некоторых случаях предусмотрел установление отличного от нуля порога для запрета на выдачу субсидии. По примеру определенной планки долга для запрета на выезд за рубеж. Таких технических бюрократических моментов при выдаче субсидий довольно много», - говорит Герасименко.

Система квотирования

Немало вопросов вызывает и такая форма поддержки малого бизнеса, как выделение квот для частных клиник, подавших заявки на оказание медицинских услуг по системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

Согласно данным территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области, в 2018 году в реестр частных медицинских компаний, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, включены 18 организаций. Из них только с 9 заключены договоры о выделении квот. В прошлом году таких клиник было 22, и каждая из них получила определенное число квот на пациентов.

По информации регионального Минздрава, у них все прозрачно, до 1 сентября каждый год клиники подают свои заявки. Комиссия фонда ОМС их рассматривает и в случае соблюдения всех условий выдает одобрение на включение в реестр. В зависимости от возможностей клиник им выделяются квоты по различным видам медицинской помощи.

Однако в реальности, говорят участники медицинского рынка, картинка несколько иная. Многие предприниматели не понимают, по какому принципу распределяются квоты и по какой причине им отказано. На условиях анонимности они рассказывают, что в системе распределения квот все очень нечисто.

«Квоты делятся не поровну - это совершенно не так. Тут целая схема, все кормятся и Москва, и региональный Минздрав, и больницы. Кто самый удобный, самый сговорчивый с ним и работают. Очень прибыльное дело, я вам скажу», - говорит предприниматель.

Для справки.

На 1 августа 2018 года в Омске зарегистрировано более 49 346 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них индивидуальных предпринимателей – 24 854, юридических лиц – 24 492. Большинство из указанных субъектов по размеру своей деятельности преимущественно представлено микропредприятиями.

Источник: ИА «Город55»

"