Энергосервисный договор: правовая модель и проблемы реализации

В современных условиях повышения внимания к вопросам эффективности использования энергетических ресурсов в нашей стране особое значение приобретают механизмы, позволяющие повысить потенциал энергосбережения при ограниченных возможностях финансирования и рентабельности. Одним из таких механизмов, наряду с иными формами сотрудничества (включающими, например, государственно-частные партнерства), является энергосервисный договор. 

В целом модель энергосервисного договора предполагает реализацию исполнителем мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергии заказчиком, причем соответствующие инвестиции исполнителя, по общему правилу, окупаются за счет достигнутой экономии энергии. Соответственно, основной отличительной чертой данного инструмента является принцип зависимости вознаграждения инвестора от результатов оказанных им услуг (произведенных работ), сводящихся к достигнутой экономии энергетических ресурсов. 

Положительные стороны механизма энергосервисного договора, в принципе, очевидны: это и прямая заинтересованность инвестора в качестве производимых им мероприятий по энергосбережению, и возможность заказчика по реализации соответствующих проектов без вложения значительных средств. Разумеется, указанные элементы могут варьироваться в зависимости от конкретной избранной модели партнерства, однако они, несомненно, должны привлекать и заказчиков, и энергосервисные компании, в чем позволяет наглядно убедиться сложившаяся западная практика.
 
Тем не менее на настоящем, начальном, этапе разработки механизмов энергосервисных договоров в России их стороны сталкиваются с различными проблемами, включающими и недостатки правовой регламентации, и ограниченные возможности обеспечения исполнения обязательств, и недостаток налоговых и экономических льгот. Некоторые из таких практических проблем и будут рассмотрены в настоящей статье.

Понятие энергосервисного договора 

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, определяющим понятие энергосервисного договора, является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с положениями указанного закона существенными условиями энергосервисного договора являются следующие: 

• во-первых, условие о предмете договора, сформулированное как осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;
• во-вторых, условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора;
• в-третьих, условие о сроке действия энергосервисного договора, причем такой срок не может быть менее срока, необходимого для достижения установленной соответствующим договором величины экономии энергетических ресурсов. 

Законом устанавливаются и факультативные условия (в частности, условие об определении цены исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации соответствующего договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов), согласование и включение в текст энергосервисного договора которых относится законодателем на усмотрение сторон. 

Несмотря на достаточно подробное регулирование понятия и принципов энергосервисного договора, в действующем законодательстве отсутствует указание на квалификацию договора на энергосервис в качестве определенного вида гражданско-правового обязательства. Имеющаяся в этой связи неопределенность правовой природы энергосервисного договора (который может толковаться и в качестве подрядного обязательства, и в качестве договора возмездного оказания услуг) может породить затруднения в практической реализации проектов на основе такой договорной конструкции и, в частности, при возникновении вопроса о возможности комплементарного применения норм гражданского законодательства. 



Обеспечение исполнения обязательств по энергосервисному договору 

Решение проблемы обеспечения исполнения обязательств по энергосервисным договорам является одним из центральных вопросов для успешной реализации проектов, направленных на повышение энергетической эффективности. Дело в том, что на практике такая проблема стоит как со стороны исполнителя (энергосервисной компании), так и со стороны заказчика. 

При этом если при реализации энергосервисных договоров по схеме «бизнес – бизнес» стороны имеют возможность обеспечить исполнение своих обязательств с помощью классических механизмов (использования банковских гарантий, поручительств и т. д.), то в случае вовлечения в структуру отношений активов, принадлежащих государству, данные механизмы могут оказаться неприменимыми. Дело в том, что в случае применения энергосервисных моделей в сделках с участием государства (в широком смысле) на первый план выходят ограничения, связанные с необходимостью регулярного бюджетирования расходов на соответствующем (федеральном, региональном или муниципальном) уровне. 

Представляется, что одним из путей решения данной проблемы бюджетной сферы может являться применение револьверных, или возобновляемых, гарантий – механизма, хоть и не запрещенного действующим бюджетным законодательством, но не применяемого широко на практике в публичном секторе. 

Суть возобновляемых гарантий состоит в их оформлении на весь срок действия контракта, но не на всю сумму сделки, а только на ее часть, с регулярным (например, ежегодным) возобновлением. Такие гарантии позволят избежать необходимость единоразового бюджетирования всей суммы обеспечения исполнения обязательств заказчика, сократив тем самым его потребности в единовременном изыскании денежных средств.

Налоговые и экономические льготы, применимые при реализации мероприятий в сфере энергоэффективности 

В целом наличие и реальное функционирование механизмов налоговых и экономических льгот является одним из ключевых факторов привлекательности проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 

В настоящее время законодательство предусматривает четыре основных типа льгот в этой сфере: 

• ускоренная амортизация активов (применение к основной норме амортизации специального коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, - либо для объектов, относящимся к высшим классам энергетической эффективности (если такие классы установлены), либо по перечню, утверждаемому российским Правительством);
• освобождение от налога на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение трех лет со дня постановки на учет такого имущества;
• инвестиционный налоговый кредит;
• возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения.

Фонд энергосбережения Омской области
eees.omregion@mail.ru
www.eee55.ru 
Тел. 8 (3812) 357-233 

Комментарии

Комментариев еще не оставлено