Как привить финансовую грамотность с детства?

Общаясь со своими клиентами, у которых есть уже взрослые дети, я заметила такую тенденцию: часто молодые люди не ценят деньги и относятся к ним беспечно. Эта проблема появляется потому, что в раннем возрасте не были привиты базовые принципы обращения с деньгами.

На мой взгляд, финансовое воспитание следует ставить в один ряд с обучением в школе или с творческим образованием. А поскольку особого предмета на подобную тему в школе нет, родители должны либо сами заниматься этой историей, либо найти для своего чада специальные курсы. Насколько я знаю, в России таких курсов нет – мы пока еще не пришли к этому, так что ответственность ложится на плечи мам и пап.

Начинать нужно с азов и подкреплять теорию практикой. Дети могут осваивать базовые финансовые принципы, распоряжаясь карманными деньгами. Надо объяснить ребенку, что он волен выбирать: тратить их на сладости-безделушки или жертвовать маленькими, сиюминутными радостями в пользу более крупной покупки. Однако если ребенок решил экономить и копить, не надо потакать его просьбам о покупке жвачек и шоколадок.

Необходимо также прививать ребенку навык учета, причем в игровой форме. Не нужно читать нотации, лучше покажите на собственном примере, что финансовый учет – занятие отнюдь не скучное и полезное.

К примеру, он позволяет рассчитать время, в течение которого ребенок сможет накопить на новый велосипед. Занимайтесь учетом вместе, ведь самое мудрое воспитание – основанное на личном примере. При этом не надо жестко контролировать ребенка, главное – научить его планировать свой бюджет и избегать пустых трат.

Ребенок должен понимать, что вещи возникают не просто так – они стоят денег, и эти деньги тоже появляются не по волшебству. Сделайте финансовые беседы с детьми привычными в вашем доме. Еще очень помогают игры в кругу семьи – например, знаменитая «Монополия». Она ненавязчиво учит ребенка распоряжаться денежными средствами: он начинает понимать, как можно покупать, продавать, копить и т. д.

Крайне важная вещь, которую необходимо обсуждать с ребенком, – проблема бездумного потребления. Реклама навязывает нам массу ненужных вещей, и чтобы не вестись на уловки, надо четко осознавать, насколько целесообразна та или иная покупка. Дети должны научиться разумно вкладывать деньги: условно говоря, делать выбор между очередной куклой и чем-то более интересным (например, электронной книгой, которую можно приобрести в перспективе).

Если у ребенка не была пресечена привычка покупать ненужные вещи, он превратится во взрослого, который не умеет копить деньги, зато прекрасно копит вещи и кредиты. В противовес этому надо учить детей жить по средствам и развивать в них финансовую самостоятельность. Ребенок, который научился обращаться со своими карманными деньгами, спустя годы (распоряжаясь уже более солидными суммами) будет чувствовать себя уверенно и инвестировать финансы с умом.

Эксперт – Ирина Махова, директор филиала «БКС Премьер»* в Омске  


*«БКС Премьер» используется АО «БКС Банк» (генеральная лицензия ЦБ РФ № 101 от 15.12.2014, лицензия проф. участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 154-13349-100000. Выдана ФСФР 14.10.2010) в качестве товарного знака для идентификации оказываемых услуг. 


На правах рекламы

Комментарии

Комментариев еще не оставлено