Фестиваль «ВГИК»: от сюрреализма до комедии о фатализме

Фавориты омичей — истории о киллере, отце и сыне и воспитаннике детского дома.

В Омске завершился кинофестиваль «ВГИК». В его заключительный день в ОмГУ показали программу из 12 короткометражных фильмов. Как наиболее экспериментаторские в ней можно выделить три: «Меню Шванмайкера», «Морок» и «Дозвониться до Луи Дюбье».

«Меню» вещь мультимедийная - в нем вроде бы сняты живые люди, но двигаются они рваными кадрами, активно используется компьютерная графика. По сюжету герои предаются чревоугодию, причем им все равно, что есть - хоть обувь, хоть одежду. В результате получился такой довольно веселый сюрреализм. Фильм стал аллюзией на творческий почерк чешского режиссера, сценариста и художника Яна Шванмайкера.

«Морок» - тоже сюрреалистичная история, но с элементами триллера и без тени юмора. Ее герой моряк вдруг оказывается в степи и пытается вернуться к морю. Но некая женщина, похожая на монстра из фильма «Звонок», настойчиво хватает его за ноги, не давая уйти. Героя окружают здесь воспоминания и миражи.

А вот в «Дозвониться до Луи Дюбье» мистики и страха нет совсем. Однако фильм весьма загадочный. Он как бы настойчиво требует продолжения. Непонятно, кто его герои, непонятно, что им нужно и чем им поможет Луи Дюбье, которому они пытаются дозвониться. При этом ведут они себя довольно нервно. Это по духу почти как «В ожидании Годо» Беккета...

Еще один мультимедийный фильм - «Почему люди не летают» режиссера Надежды Морозовой. Он повествует о потерянной жизни. Героиня картины - актриса, которая мечтает о звездной карьере, но вместо первого шага к ней сама останавливается и далее проживает всю оставшуюся жизнь почти зря, даже отказавшись от того, чтобы завести детей. В бездействии. И при этом она ведет такой же мечтательный и восторженный дневник. Мораль напрашивается сама собой - нужно не мечтать о чем-то, а добиваться этого делом.

Кроме того в киноцентре «Вавилон» вечером были показаны пять лучших фильмов по итогам зрительского голосования: «Отец» (о нем «Город 55» уже рассказывал), «Дело принципа», «Братишка», «Данный взамен» и «Рыбалка». Последние две картины - документальные и обе посвящены детям.

Документалистика

«Данный взамен» Софии Гевейлер представляет истории нескольких разных женщин - от ситуации, когда одна отказывается от своего новорожденного ребенка до последней, которая берет приемного. И тоже побуждает о многом задуматься. Между двумя крайними точками показаны и еще три. Есть героиня Марина, которая, имея уже троих детей, отказывается от четвертого временно, мол, не может потянуть его пока физически. Хотя считает детей даром божьим. Есть Яна, которая будет воспитывать ребенка без отца (тот сидит в тюрьме и далее семью создавать вроде бы не намерен). И есть Елена — женщина, оказавшаяся на улице и потом забеременевшая неизвестно от кого. И тем не менее она от своей дочери отказываться не собирается.

Что касается «Рыбалки» Дениса Евсеева, то это сентиментальная реальная история из жизни одного конкретного ребенка - Гены Федорова из детского дома в Чувашии, принятого на летние каникулы в гости к семье шведов - Катарины и Маттиаса. Существующий языковой барьер почти не мешает Гене общаться со шведами, которые к нему очень хорошо относятся. Но речи об усыновлении здесь все же не идет. Взаимопонимание между героями вдруг напомнило ситуацию с героями Вилле Хаапсало и Виктора Бычкова в фильмах «Особенности национальной охоты» и «Кукушка».

Страница юмора
«Братишка» Галы Сухановой очень близок к комедии. В нем старший брат Андрей очень заботится о младшем Романе, делая все, чтобы тот только учился. Однако эта забота до жесткого диктата. В концовке же забавным образом выясняется, что у него появилась преемница - спутница жизни Романа, которая в той же мере старается держать брата в узде.

В чистом виде комедия, причем немая - «Дело принципа» Игоря Короткого (он тут и режиссер, и сценарист). У этого студента даже здесь видны отличные задатки, вполне возможно, в будущем это очень хороший режиссер качественных комедий. С одной стороны история киллера и его жертвы даже может считаться длинным роликом о вреде курения. С другой - здесь и тема рока, иронии судьбы, и криминальная история. Герой-киллер по сюжету никак не может выполнить заказ на убийство гламурной блондинки от ее же сожителя. Яд, пули, прием с маскировкой в ростовую куклу Крысобела из «Ледникового периода» в торговом центре - все это не срабатывает. Герой как будто бьется головой об стену и одновременно об тупость жертвы, которая ее и спасает. И это вытягивает из него жизненные силы.



Упомянем и еще две очень трогательных вещи из четвертой и третьей программ фестиваля. Это мультфильмы и они рассказывают о беспризорных животных: собачке («В парке» Веры Дайдаковой) и котенке («Игрушка» Алины Терентьевой). Простые короткие истории легко вселяют сочувствие к животным. 

Кирилл Янчицкий   

Комментарии

Комментариев еще не оставлено