Культовый автомобиль ŠKODA 1000 MBX отмечает 50-летний юбилей

Модели ŠKODA 1000 MBX De Luxe исполняется 50 лет. Элегантный двухдверный автомобиль был впервые представлен на Женевском автосалоне в марте 1966 года. Вместительное пятиместное заднеприводное авто с задним расположением двигателя было запущено в производство в октябре того же года. Модель стала вершиной эволюции в классе автомобилей с двигателем объёмом 1 л.

«Легендарная двухдверная ŠKODA 1000 MBX продолжила успех первого чешского автомобиля, который производился в больших объемах– четырёхдверной ŠKODA 1000 MB, – рассказывает Андреа Фридлова (Andrea Frydlová), руководитель музея ŠKODA в Млада-Болеславе. – Эта модель – важная веха в истории марки ŠKODA. В 60-е годы объёмы производства в Млада-Болеславе существенно выросли. ŠKODA внедрила множество новых технологий в процесс серийного выпуска автомобилей, включая изготовление блока цилиндров и картера двигателя, а также корпуса коробки передач методом литья под давлением».

Модель MBX создавалась на основе серийного четырёхдверного автомобиля ŠKODA 1000 MB, который отличался современным несущим кузовом и двигателем, установленным за задней осью. В начале шестидесятых в Млада-Болеславе для сборки модели ŠKODA 1000 MB был построен совершенно новый завод в непосредственной близости от существующих заводских корпусов. Современные производственные мощности включили себя более 40 цехов и другие помещения на территории в 80 гектаров.


История двухдверных моделей MBX начинается в 1960 году, когда были собраны два прототипа ŠKODA 990 Tudor. Специальная конструкция кузова с заметно отклоненными назад задними стойками, переходящими в панорамное заднее стекло, и двумя дверями с безрамными окнами, была создана на заводе в Квасинах. Каркас кузова сохранил внушительное пространство оригинального седана, улучшив при этом боковой обзор. Опускающиеся боковые окна перестали быть привилегией только водителя и переднего пассажира: пассажиры заднего ряда также получили возможность опускать небольшие боковые окна сзади. Кроме того, открывающиеся треугольные «форточки» в боковых стеклах помогли улучшить вентиляцию салона.

ŠKODA 1000 MBX De Luxe была впервые представлена публике на открытии Женевского автосалона 10 марта 1966 года. Модель покорила посетителей выставки оригинальностью своих форм. Сияющие лакированные поверхности двухдверного автомобиля создавали ощущение отсутствия средней кузовной стойки. На самом деле средняя стойка заканчивалась ниже линии боковых окон, а её зауженная верхняя часть могла быть опущена вместе с задними боковыми стеклами. Это позволяло пассажирам наслаждаться великолепными видами и подчеркнуто просторным и вместительным интерьером.

ŠKODA 1000 MB и двухдверная MBX задавали планку в инновационных технологиях автомобилестроения. ŠKODA стала первым европейским производителем, изготовившим блок цилиндров двигателя из алюминия методом литья. Корпуса четырёхступенчатых коробок передач также производились с использованием этого метода. Таким образом, ŠKODA усовершенствовала процесс, впервые описанный ещё в 1922 году чешским инженером Йозефом Полаком (Josef Polák), главным преимуществом которого стало существенное сокращение сроков производства.


ŠKODA 1000 MBX оснащалась четырёхцилиндровым бензиновым двигателем объёмом 988 см3 с мощностью 52 л.с. при 5 тыс. оборотов в минуту. Автомобиль весом 815 кг и грузоподъёмностью 375 кг достигал максимальной скорости 127 км/ч. Потребление топлива составляло 7,8-8,0 литров бензина на 100 км пути. В стандартную комплектацию входили два карбюратора Jikov; двигатель с одиночным карбюратором был установлен лишь на несколько десятков машин. Производство модели ŠKODA 1000 MBX, которое требовало много ручного труда и было времязатратным, началось в октябре 1966 г. в отдельном цехе завода в Млада-Болеславе, чтобы не замедлять темпы производства на основной сборочной линии. Последние 12 из 1 403 моделей однолитровой версии MBX сошли с конвейера в начале 1968 г.

В ноябре 1967 года модельный ряд чешского бренда пополнился динамичной версией 1100 MBX De Luxe. Мощность силового агрегата осталась прежней, тогда как его объём увеличился до 1 107 см3, что выразилось в лучшей тяговитости двигателя – 81,4 Нм по сравнению с исходными 75,5 Нм. Прочие изменения включали более мощный масляный насос и усовершенствованную систему охлаждения. В 1969 году было произведено 1 114 улучшенных автомобилей, а общее количество двухдверных MBX составило 2 517 единиц. Несмотря на относительно небольшие объёмы производства по сравнению с серийной четырёхдверной 1000 MB (443 156 единиц), эта модель внесла значительный вклад в популяризацию марки ŠKODA на рынках стран, искушённых в автомобилестроении. В наше время этот автомобиль входит в число наиболее желанных и высоко ценимых коллекционерами винтажных авто. Легендарное купе ŠKODA 110 R (1970-1980) и последовавшие за ним модели Garde and Rapid продолжили успех двухдверной ŠKODA 1000 MBX. 


На правах рекламы

Комментарии

Комментариев еще не оставлено